Грузоперевозки в кризис – дело сильных
Многие эксперты говорят о том, что в условиях кризиса рынок автомобильных перевозок близок к нулевой отметке, а транспортные компании поставлены на грань выживания. Своими мыслями о причинах сложившейся ситуации и возможностях ее преодоления поделился Генеральный директор транспортной компании «АВТО-ВИТ» Ситников Алексей Алексеевич.
Вот что он ответил на вопрос о том, насколько глубок кризис в отрасли и его причинах.
— Отрасль находится в крутом пике. Чтобы оценить глубину кризиса достаточно посмотреть данные Росстата за I квартал. Если общую ситуацию катастрофичной назвать нельзя, то показатели автомобильных перевозок оптимизма не вызывают – снижение грузооборота составило 6.5%, а рост себестоимости достиг 30%. Лучше обстояли дела во втором квартале, но начало третьего, с очередным витком «войны санкций» и падением курса рубля способно похоронить оптимистичные взгляды на будущее.
Пессимистичные прогнозы дает зампред Комитета ТПП РФ по логистике Людмила Симонова. По ее оценкам по итогам 2015 года падение отрасли может составить 17% при снижении грузооборота на 7.4%.
Причин такого состояния дел несколько.
Во-первых, сказались взаимные санкции ЕС и России. В перевозке товаров из Европы доля автомобильного транспорта превышала 59%. В результате введения санкций объемы международных автомобильных перевозок могут упасть на 65-70%.
Во-вторых, влияние оказывает падение рубля. Стоимость импортного подвижного состава международных перевозчиков возросла почти в 2 раза. В той же пропорции выросли суммы лизинговых платежей. Меры по укреплению рубля, повышение базовой ставки привели к удорожанию заемных средств.
В-третьих, кризис коснулся заказчиков. Обострилась ситуация с платежами. Появились случаи, когда заказчик просит предоставить ему отсрочку в 30, 60 или 90 дней. Это сокращает объемы оборотных средств транспортных компаний, снижает их возможности по оплате за топливо, запчасти, обслуживание.
Есть и другие проблемы – ужесточающееся регулирование, рост тарифов за проезд по федеральным трассам.
Отвечая на вопрос о том, как выжить перевозчикам, Алексей Алексеевич поделился собственным рецептом.
— Обязательным условием является оценка рисков компании. В ситуации с отсрочками платежей необходимо знать, какой транспорт парка, для каких целей и как может быть задействован. Брать на себя обязательства, которые подорвут работоспособность в будущем – недопустимо.
Требуется детальный анализ ситуации и доступ к информации. К примеру, в апреле международное агентство Simple Analitics опубликовало результаты маркетингового исследования с прогнозами развития рынка грузоперевозок в России. Там сказано, что наиболее емким останется рынок в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Значит, больше внимания необходимо уделить этим направлениям, маршрутам Москва — Киров (сведения о нем на странице http://www.avto-vit.ru/rus/mos/gruzoperevozki-moskva-kirov/) и далее, Москва – Санкт-Петербург и аналогичным.
Необходима оптимизация деятельности компании. Но не в понимании руководителей, сокративших число транспортных единиц и количество персонала. Лучше переориентироваться на другие задачи. Международным перевозчикам стоит обратить внимание на внутренний рынок, другим – расширить спектр услуг. Компания «АВТО-ВИТ» (официальный сайт http://www.avto-vit.ru/) идет по этому пути, предлагая перевозки грузов по России, в пределах Москвы и Московской области, от квартирного переезда до транспортировки негабаритных грузов.
Кроме основных, есть и другие вопросы, требующие решения. К примеру, налаживание эффективного управления, взаимодействия с потенциальными заказчиками, рекламы и т.д.
Остается добавить лишь одно. Кризис – вызов, испытание, которое убивает слабых, а сильным дает возможность реорганизоваться, стать гибче и еще сильнее.