Как «Белка» крутится в колесе мехового рынка
Слободской по праву считается столицей меха в Кировской области. ООО «Белка» — флагман мехового производства страны, причем известный далеко за пределами Российской Федерации. Многие годы фабрика была градообразующим предприятием, а слово «Белка» стало буквально синонимом Слободского. В настоящее время это, наверное, единственное предприятие на территории России, которое работает со всеми видами меха, имея замкнутый цикл производства от полной переработки сырья и до моделирования и пошива одежды. Все эти годы «Белка» сохраняет вековые традиции и уникальные технологии выделки меха. Однако эта отрасль легкой промышленности сегодня как никогда остро нуждается в государственной поддержке — так считает директор предприятия Андрей Анатольевич Паршин. Почему тускнеет «мягкое золото» России, какова значимость государственного заказа для меховщиков, есть ли перспектива бренда «Вятский мех» и почему некоторые современные покупатели шуб хуже моли — об этом и другом пойдет речь в этом интервью.
— Андрей Анатольевич, зачем весной этого года все крупнейшие производители меха России съехались на слободскую «Белку»?
— На нашем предприятии прошло очередное совещание «Союза меховщиков», в котором приняли участие представители практически всех предприятий всех регионов России, занимающиеся пошивом меховой одежды и переработкой мехового сырья. Как оказалось по итогам встречи, проблемы у всех меховщиков схожи, начиная от недостатка качественного сырья заканчивая дороговизной энергоносителей. Все мы остро ощущаем проблему с контрафактной продукцией из-за рубежа, которая в последнее время буквально заполонила российский меховой рынок. «Серый» экспорт ежегодно отрезает большой кусок пирога меховой промышленности стоимостью в десятки миллионов долларов. Конечно, нам это не нравится.
Мы, «Союз меховщиков», стараемся как-то регулировать ситуацию через государственные законодательные акты, просим пересмотреть таможенные ставки. Но таможенная ставка на ввоз меховой продукции в последнее время не увеличилась, как нам хотелось бы, а, напротив, снизилась с 20 до 10%. Следующий момент — отсутствие системы подготовки кадров для работы в этой отрасли легкой промышленности. Та структура, которая существовала ранее, сегодня разрушена практически до основания. Поэтому приходится готовить специалистов на рабочих местах.
— Как Вы думаете, государство должно вмешиваться в меховую отрасль?
— Очень бы хотелось, чтобы государство нам помогало. Мы неоднократно выходили в наши министерства с предложениями по улучшению конъюнктуры на меховом рынке. К сожалению, в коридорах власти они пока не услышаны. К примеру, все наше производство носит сезонный характер, а налоги мы вынуждены платить круглогодично. Вот если бы нам дали возможность отсрочить уплату налогов… Впрочем, сказать, что совсем не помогают, нельзя. В частности, выделяются субсидии на закупку сырья и полуфабрикатов. В последние годы российским меховщикам удалось добиться снижения пошлин на ввоз из-за границы технологического оборудования, некоторых химических реактивов.
— Буквально в конце лета при Вятской торгово-промышленной палате была создана гильдия меховщиков, куда, естественно, вошел и представитель «Белки». Существует объединение меховщиков на российском уровне, есть ли необходимость садиться за круглый стол местным производителям «мягкого золота»?
— Мне отрадно, что Вятская торгово-промышленная палата обратила внимание на меховую отрасль легкой промышленности. Нельзя не заметить и озабоченность нашими проблемами нового губернатора области, который, кстати, не раз бывал на нашем предприятии с целью ознакомления со спецификой производства. Все меховые предприятия на сегодня разобщены, каждый занимается решением каких-то частных проблем, хотя существуют проблемы общие. Нам всем вместе очень хочется создать некий совместный бренд «Вятский мех», который бы положительно позиционировал местных меховщиков на российском рынке.
Еще одна проблема, с которой мы все чаще сталкиваемся в последнее время: покупатели меховых изделий используют Закон о защите прав потребителей в корыстных целях. Так, купив шубку и поносив ее несколько недель, к примеру, в новогодние праздники, покупатель, будто бы обнаружив брак, обращается с требованием либо заменить товар, либо вернуть назад деньги. Однако специалистов, способных качественно провести экспертизу по данному вопросу, сегодня просто не существует, поэтому все решения, естественно, не в пользу меховщиков. Исходя из этого мы все вместе должны выработать какое-то компромиссное решение, чтобы и Закон соблюсти, и в то же время защитить производителя.
Безусловно, некоторые общие вопросы, будь то получение каких-то преференций для ведения бизнеса, возможность налоговой амнистии и другие немаловажные проблемы отрасли, нужно решать на местном уровне — для этого-то и нужно подобное объединение.
— Как чувствует себя «Белка» в современных рыночных условиях?
— Сейчас наблюдается некоторое снижение объемов выпускаемой продукции. Тому есть объективные причины. Одна из них — высокая конкуренция даже на местном рынке. Другое существенное обстоятельство — потепление климата.
Как бы то ни было, мы стараемся поддерживать определенное равновесие во всех направлениях производства. Порядка 50% объема производства «Белки» — это гражданский ассортимент. Другие 50% — так называемый госзаказ, то есть мы шьем униформу для Российской армии, различных силовых структур, изготавливаем рабочую одежду для газовиков, нефтяников. Если в каком-то направлении произойдет спад, то подстраховаться можно за счет другого.
— Действительно, роль государственного заказа для современной «Белки» трудно недооценить. Есть конкуренция в этом сегменте мехового рынка?
— Все первое полугодие мы выполняли довольно крупный оборонный заказ. Нам, конечно, пришлось сильно напрячься: организовать дополнительные рабочие места, скомплектовать новые бригады. Но предприятие успешно с этим справилось. Надеемся, что в октябре-ноябре будет проходить очередной тендер — уже сегодня готовим документы на участие в нем. Конкуренция на право получить государственный заказ сейчас ощущается все острее. Меховщики знают, что, получив тендер, можно рассчитывать на гарантированную оплату работ со стороны государства. «Белка» выигрывает у потенциальных конкурентов в этой сфере, в частности, у небольших меховых компаний, за счет многоступенчатой системы контроля качества, которая сохранена на производстве еще с советских времен.
— Андрей Анатольевич, какова перспектива мехового производства?
— О перспективах сегодня говорить сложно. На данный момент готовим новую коллекцию женской одежды с учетом всех замечаний, которые получали от наших покупателей. Нам удалось выиграть несколько тендеров для «Лукойла» и «Сургутнефтегаза». Как видите, останавливать производство на «Белке» не собираются. Главное — мы должны сохранить коллектив специалистов на будущее. Если у нас будет работоспособная команда, то мы справимся со всеми трудностями.
Беседовал С. Наговицин.
«Слободские куранты»