Моя компьютерная няня
Россия — страна контрастов. Вятская глубинка — в особливости. Едешь в Шестаково по разухабленной дороге, сворачиваешь на второстепенную, где легковушка сразу зароется и по разжиженной весенней колее ползешь к: новенькому телятнику. Сие явление радует глаз и одновременно огорчает душу. Но от этого никуда не денешься, такова наша суровая действительность.
Мы заходим в телятник и дивимся окружающей обстановке. Председатель колхоза «Красная Талица» Владимир Геннадьевич Луппов рассказывает:
— Отпраздновали новоселье в телятнике 13 марта. Строили это помещение около двух лет исключительно за свой счет, только немецкое оборудование фирмы «Urban» взяли по лизингу за 3,5 миллиона рублей. Но компьютерная технология стоит того. Она позволяет нам реализовать так называемое беспривязное содержание животных. Подобного нет ни у кого в области. И вот что еще немаловажно — сейчас на селе остро ощущается нехватка кадров, а компьютеризация труда возмещает этот пробел. Судите сами. Раньше на 400 голов молодняка приходилось восемь телятниц, а теперь с этой же работой, причем при лучшем качестве, справляются уже двое.
Так в чем же заключается суть процесса откорма телят на новом немецком комплексе? Если раньше телятницы вручную раздавали концентрат и так же поили телят, то теперь эту работу проделывает компьютер, причем без всякой халтуры. Все подрастающее поколение будущего дойного стада получает равное внимание со стороны умной машины, и нет обиды, что сосед в любимчиках и получает больше.
Мы подошли к самому, пожалуй, интересному закутку, где мирно прогуливались самые маленькие телята.
— С двухнедельного возраста наши малышки попадают сюда. Это своеобразные телячьи ясли, — поясняет заведующая фермой Галина Михайловна Василькова.
У «ребятни» на шеях висят так называемые экспондеры. Когда теленок подходит попить молочка, компьютер считывает идентификационный номер будущей буренки и подает в соску ровно столько молока, сколько ей положено исходя из среднесуточной нормы в семь литров. Не заметен и стадный инстинкт: вся малышня выстраивается в очередь к «мамке»-соске без скандалов. Даже у людей такое редко встречается.
Здесь же, в телятнике, используется шнековое удаление навоза, монтируется система воздухообмена. Такого в Кировской области тоже больше нет нигде.
— Мы подсчитали, что комплекс окупит себя через четыре года. В ближайшее время планируем затеять еще одну стройку, — делится перспективами председатель «Красной Талицы».
Возникает резонный вопрос: почему в некоторых колхозах что-то меняется к лучшему, а в других нет? Владимир Геннадьевич считает, что одним из важнейших стимулирующих факторов развития является использование в животноводстве западного опыта. Именно поэтому председатель колхоза должен не только на «уазике» объезжать свои поля, но и учиться у лучших хозяйств, в том числе зарубежных. Недавняя поездка руководителя «Красной Талицы» в Канаду тоже не прошла бесследно.
— Специально побывал в этой стране, чтобы посмотреть фермы под пленкой. Технология их изготовления вполне подходит под наш климат и занимает всего 2-3 месяца. На будущий год собираюсь попробовать реализовать и этот проект.
Однако сегодня местные аграрии не спешат приехать даже в «Красную Талицу», чтобы посмотреть на новые, передовые технологии. Некоторые председатели считают, что экскурсия ни к чему хорошему не приведет — специалисты просто откажутся работать дедовскими методами и запросят подобную систему компьютеризации труда. Впрочем, от этого уже никуда не денешься. Процесс запущен, и отрадно наблюдать, что один из первопроходцев — слободской колхоз.
С. Наговицин.
Фото В. Хлюпина.
«Слободские куранты»