Дистанция длиною в пять лет
Ровно год назад в Слободском закончились жаркие предвыборные баталии, и ровно столько город живет с новой местной властью. Она же волей-неволей стала участником всероссийского эксперимента с названием «реформа местного самоуправления». Что изменилось, стало ли легче жить муниципальным образованиям и что нас ждет впереди? Об этом и многом другом мы попытались поговорить с главой города Слободского, председателем городской Думы Виктором Николаевичем Менчиковым.
— Пресловутый 131-й закон четко распределил полномочия Федерации, ее субъекта и местной власти. Что изменилось в Слободском?
— Сегодня мы все знаем, кто за что отвечает. К примеру, к полномочиям субъекта РФ относится предоставление субсидий населению на оплату услуг ЖКХ. То же самое с покрытием разницы в тарифах для населения. А о том, как было раньше, можно судить по огромным долгам бывшего управления ЖКХ перед поставщиками услуг. Вспомните ситуацию с задержкой по выплате зарплат учителям, когда дело доходило до забастовок. Сегодня это полномочие субъекта Федерации, и учителя получают заработанные деньги день в день. Все обязательства, которые взял на себя региональный бюджет перед муниципалитетом, выполнены на все сто.
Если говорить о здравоохранении, то за год в город поступило нового различного медоборудования более чем на 15 млн. руб. Это результат действия национального проекта, и мы видим, что и федеральная власть не забывает о муниципалитетах. Конечно, порой врачи сетуют, мол, некоторое оборудование не современное, поступило со складов. Но давайте вспомним о двух новеньких машинах скорой помощи, о современных аппаратах, поступивших в больницы города.
Сегодня в нашем городе есть положительные примеры взаимодействия власти и бюджетов всех уровней. Так, Слободской вошел в подпрограмму «Модернизация коммунальных систем», по которой в скором времени начнется реконструкция нашего устаревшего водовода. Федерация выполнила свои обязательства. 14,8 млн. руб. выделены постановлением Правительства РФ. Городская Дума приняла на последнем заседании решение выделить из средств городского бюджета 5,5 млн. руб. 22 марта состоится заседание Законодательного Собрания Кировской области, в проекте решения которого на эти цели определена сумма в 19,7 млн. руб.
— Это большей частью полномочия субъекта и самой Федерации. А как вам удается реализовывать свои?
— Следует сказать, что всего у городского округа согласно закону тридцать шесть полномочий. Большинство мы реализуем. Это, например, формирование и исполнение бюджета, установление и отмена местных налогов, владение и распоряжение имуществом, входящим в муниципальную собственность, и.т.д. Тем не менее есть такие, которые в силу объективных причин не удается исполнить в полной мере. Скажем, обеспечение жильем малоимущих граждан. Строительство нового жилья сегодня в городе ведется мизерными объемами. Имеющегося жилого фонда не хватает. Но и в этих условиях местная власть не сидит сложа руки.
По Программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья» начато строительство 48-квартирного дома. На средства городского бюджета в размере 2,3 млн. руб. заложен фундамент. Здесь мы также надеемся на взаимодействие бюджетов всех уровней. Кроме этого, допускается и использование внебюджетных средств. Хочется, чтобы руководители крупных промышленных предприятий приняли в строительстве участие, тем самым хоть немного обеспечив жильем своих работников.
Нельзя не сказать и о переоборудовании под жилье здания бывшего профилактория меховщиков. Сегодня уже разрабатывается проект, надеемся в нынешнем году начать работы.
Еще одно полномочие местной власти — содержание и строительство автомобильных дорог в черте городского округа. Прекрасно понимаете — это одна из главных проблем. Мы должны предусмотреть средства на ремонт наших дорог, но при формировании бюджета денег на эти цели не хватает. И ни депутаты, ни администрация города здесь ничего не могут сделать. Финансы — это наука и объяснить ее в двух словах невозможно. Следует понять, что бюджет города, как и бюджет области, дотационный. Остается уповать лишь на большую помощь Федерации. Хотя сегодня приходится слышать от коллег, что бюджетное финансирование на душу населения в Слободском больше, чем в других муниципальных образованиях. Но это объясняется тем, что у нас выше, скажем, затраты на коммунальные услуги. В принципе бюджетное финансирование по всей области одинаковое. При этом хотелось бы еще раз заметить, что субъект РФ свои полномочия перед муниципалитетами выполняет полностью.
Мне кажется, местная власть в большей степени несет ответственность за реализацию тех полномочий, на которые были выделены средства. Скажем, обеспечение коммунальными услугами. Минувшая зима показала, что сбоев и нареканий нет. Значит, нам удалось реализовать это полномочие. И это своего рода оценка нашей работы.
— Что Вы можете сказать о разграничении полномочий между органами местного самоуправления? Вы глава города и возглавляете представительный орган, у исполнительной власти свой глава. Что показал год, эта система жизнеспособна?
— По большому счету, сложности есть, власть получилась как бы двуглавой. Но в настоящее время, мне кажется, все моменты между представительной и исполнительной властью в городе отрегулированы. Нерешенных вопросов в наших взаимоотношениях все меньше и меньше. Впереди много совместной работы и консолидация усилий поможет решению проблем и вопросов во благо города.
Не скрою, возможно, это был один из самых сложных годов в моей жизни. Немало потрачено усилий и нервов. Но год — это лишь один круг дистанции пятилетней работы.
— Один год — достаточный период, чтобы оценить ситуацию и силы. На Ваш взгляд, каковы перспективы развития города, что может предпринять в этом направлении местная власть?
— Думой принята Программа социально-экономического развития города на период до 2010 года. Насколько она жизнеспособна — покажет время. Наиболее важной перспективой является приход природного газа. Как известно, губернатор области Н.И. Шаклеин ведет в этом направлении огромную работу. Конечно, мы возлагаем большие надежды на приход голубого топлива. Во-первых, это снизит стоимость коммунальных услуг, во вторых, уменьшит себестоимость, а значит, увеличит конкурентоспособность продукции наших предприятий.
Мы реально рассчитываем на развитие слободской экономики и промышленности. Например, сегодня общался с руководителем кондитерской фабрики «Слободская». Они планируют увеличение рабочих мест. Сегодня есть интерес зарубежных инвесторов к строительству в Слободском новых производств. Наш фанерный комбинат — доказательство стабильной работы. «Красный якорь» работает с увеличением объемов производства.
Работа местной власти в деле развития социально-экономической ситуации не сводится только к взаимодействию в вопросах экономики. Прежде всего, мы создаем благоприятные условия для проживания тех, кто трудится на промплощадках города. Идя на предприятие, люди должны знать, что их дети обеспечены школами, детскими садами, в любой момент им может быть оказана квалифицированная медицинская помощь. В их домах тепло, а по городским улицам без перебоев ходит транспорт. Мы вновь возвращаемся к вопросу полномочий местной власти. Наше качественное их исполнение и есть залог успешного социально-экономического развития территории.
Кроме этого, местная власть координирует и ряд общегородских вопросов. Скажем, сегодняшняя проблема очистки стоков, о которой так много говорят. В одиночку ни одному промышленному предприятию не справиться с этим. В один прекрасный момент контролирующие органы могут остановить производства, чьи стоки превышают нормативные пределы. Местная власть не вправе этого допустить. Поэтому мы объединяем усилия предприятий и координируем работу по приведению стоков до состояния нормы.
— Сегодня в городской Думе работает двадцать индивидуальностей с различными взглядами и мировоззрением. Не секрет, что порой у депутатов третьего созыва не бывает единодушия в обсуждении отдельных вопросов. Вы можете вспомнить проекты решений, которые не прошли, но, на Ваш взгляд, были необходимы городу?
— Один из положительных моментов работы Думы нашего созыва в том, что идет разносторонняя оценка предлагаемых решений. Чем больше мнений, тем объективнее решение. Хорошо, что представительный корпус не мыслит одинаково. Сколько людей — столько мнений. К обсуждению вопросов подходы бывают разные, и мы ищем золотую середину. Я не могу назвать принятые или непринятые решения ошибками Думы. Я в первую очередь такой же, как и все, депутат, и у меня есть субъективное мнение. Я уважаю любое решение Думы. А права она или нет, может показать только время.
Вопросы задавал Е. Рычков.
В 2006 году состоялось 19 заседаний Слободской городской Думы третьего созыва.
Рассмотрено вопросов:
— финансовой политики — 41
— социально-экономического развития города — 52
— социальной политики — 14
— вопросов функционирования СГД — 24
— других вопросов — 8.
Всего в 2006 году Слободской городской Думой третьего созыва принято 164 решения, из которых подготовлено проектов решение:
— главой города — председателем Думы — 2
— депутатами Слободской городской Думы — 11
— администрацией города Слободского — 133.
«Слободские куранты»