Эксплуатация железнодорожных цистерн
Как известно, большая часть нефтепродуктов перевозится железнодорожным транспортом. Это происходит благодаря высокой скорости доставки, распространенностью железнодорожных линий, большим разовым объемом перевозимого топлива и всесезонностью доставки, ведь перевозка нефтепродуктов осуществляется в любое время года. В связи с этим большую роль играет качество цистерн и их правильная калибровка.
Требования к цистернам
К резервуарам для транспортировки горюче-смазочных материалов предъявляются особые условия не только по правилам техники безопасности, но и по чистоте внутреннего отсека и по точности калибровке. Главные требования, которые должны выполняться при эксплуатации цистерн следующие:
- Все цистерны должны быть маркированы. Они обеспечиваются специальными знаками, обозначающие класс опасности.
- Резервуары перед заливкой должны быть очищены от грязи, вымыты и пропарены. Особенно если в предыдущий рейс перевозился другой вид топлива.
- Цистерны должны быть окрашены в белый или другой светлый цвет. В этом случае солнечные лучи будут лучше отражаться, что приведет к меньшему нагреву резервуара.
- Емкость должна оснащаться герметичными люками и качественно работающими кранами.
- При заливке топлива цистерна заливается максимально полно. Это делается для того, чтобы уменьшить площадь контакта ГСМ и топлива.
Зачем нужна калибровка
Для правильного учета нефтепродуктов проводится калибровка ЖД цистерн, которая выполняется объемным, весовым и геометрическим способом. Наиболее точным, но и трудоемким считается объемный и весовой метод. Геометрический проще, но с большими погрешностями.
Калибровка нужна, прежде всего, для правильного учета ГСМ. Причем как внешнего, при продаже топлива клиенту, так и внутреннего, для избегания случаев воровства и других целей. После калибровки, составляется посантиметровая таблица. По ней сверяется объем топлива. Для этого высоту бензина замеряют метрштоком (длинная узкая алюминиевая линейка с разметкой), а затем полученная высота сверяется с калибровочной таблицей. Полученное значение покажет количество топлива на данный момент. Эта процедура одинакова и для стационарных резервуаров, и для железнодорожных цистерн.
Стоит отметить, что объем емкости со временем меняется из-за полученных вмятин или выпуклостей, коррозии и других деформаций. Поэтому калибровка каждой цистерны должна повторяться с периодичностью, определенной ГОСТом. Важно также вовремя определять дефекты в виде трещин. Такой контроль, чаще всего проводится акустическим методом.