Фотосессия для бабочки
В начале осени, когда на улице стало сыро и холодно, в поисках ярких летних красок случайно набрела в Интернете на фотографии слобожанина Александра Александровича Рязанова. На них запечатлены бабочки, стрекозы, жучки, цветы крупным планом, да так все ярко и красиво, что я была покорена этими снимками и захотела пообщаться с автором.
От плёнки к «цифре»
А.А. Рязанов — фотограф-любитель, родился в г.Слободском в 1953 году и, как признается, никогда не хотел отсюда уехать. Начинал свое профессиональное образование в Горьковском государственном университете в начале 1970-х годов. А поработать довелось и каменщиком, и сталеваром на Слободском машиностроительном заводе, и даже возглавлять областное отделение партии ЛДПР, и быть помощником В.В. Жириновского и его доверенным лицом на последних президентских выборах.
«В восемь лет дядя подарил мне первый фотоаппарат — «Зоркий», и можно сказать, что с того времени началось мое увлечение фотографией. Конечно, поначалу снимал что угодно, было больше баловство, а вот лет с двенадцати увлекся этим серьезно. Ни в какие фотокружки не ходил, осваивал все тонкости сам из книг по фотоделу, взятых в библиотеке», — рассказывает Александр Александрович.
За годы увлечения фотографией он, как и многие фотографы-любители советского времени, перепробовал множество пленочных фотоаппаратов: «ФЭД», «Зенит», «Любитель», «Киев», «Фотокор»… Они и сейчас хранятся у него дома в исправном состоянии, нужно только зарядить в них пленку, но делать этого А.А. Рязанов не хочет, поскольку прогресс шагнул далеко вперед. После того, как в 2003 году у него появился первый цифровой фотоаппарат, он распрощался со своими тремя фотоувеличителями. «Я не вижу смысла возвращаться к пленке, хотя сейчас это снова стало модным. Цифровые фотоаппараты доступны любому обывателю. Качество снимков на «цифре» гораздо выше, да и процесс работы над ними не такой длительный», — делится фотолюбитель.
Теплее, ещё теплее…
«Что может быть прекраснее бабочки для фотографа? Только женщины и маленькие дети!» — смеется А.А. Рязанов. Как признается мой собеседник, больше всего он любит фотографировать бабочек в естественной среде обитания, в весенне-осенний период, когда они вылетают из куколок. К тому же его биологическое образование, как бы это странно ни звучало, все сильнее подталкивает его в последние годы увлекаться фотографированием этих крылатых созданий. Почему? «Сегодня идет резкая перемена климата, он становится теплее, и я как биолог это замечаю. Если взять книгу «Природа Вятского края» 60-х годов и последнее подобное издание, то разница огромная. В годы моей юности в наших местах луковой мухи не было, теперь ее полно, — продолжает свой рассказ Александр Александрович. — Или цветок цикорий — он тоже раньше на Вятке не встречался. А уж сколько новых разновидностей бабочек у нас появилось за последние годы! Если даже ознакомиться с коллекцией бабочек, собранной краеведом Н.А. Оглоблиным, хранящейся в фондах нашего музея, то мы увидим, что многих бабочек, которые летают у нас теперь, раньше никто не встречал. Например, бабочка Подалирий Парусник, занесенная в «Красную книгу Кировской области» — раньше ее было сложно увидеть, а нынче я их постоянно фотографировал у себя на даче. И бабочки Махаоны стали у нас встречаться чаще. Все это говорит о потеплении климата. И в доказательство этого я мог бы тоже начать собирать коллекцию бабочек, но занятие это долгое и весьма утомительное. Не лучше ли взять фотоаппарат и сфотографировать все эти перемены в природе?»
Спустя несколько лет по этим красочным фотографиям снова можно будет сказать — что изменилось в нашей природе. И не исключено, что эти сравнения будет проводить уже и внук А.А. Рязанова, которому увлечение дедушки пришлось по душе. Мальчишка однажды даже расстроился, что за время, пока гостил у дедушки на даче, не встретилась ему красивая бабочка Павлиний глаз, которую он очень хотел сфотографировать. А сам Александр Александрович мечтает запечатлеть бабочку Аполлона, ведь говорят, что они есть в Кировской области, но встретиться лично с этой красоткой пока не приходилось.
Фотографируй с душой
Выкладывая фотографии во Всемирную паутину, А.А. Рязанов под многими оставляет поэтичную надпись с названием бабочки, вроде «Парусник Подалирий на цветке калины». Также в его коллекции немало завораживающих фотографий стрекоз, жучков, цветов, знакомых каждому слобожанину местечек, пейзажей… «Главное правило для любого человека, который хочет фотографировать, — делать все с душой. Хочешь снимать бабочек, так снимай чем угодно — телефоном, профессиональным фотоаппаратом или обыкновенной цифровой «мыльницей»», — рассуждает Александр Александрович. Для него же самого интересно, чтобы в кадр попал весь объект целиком. Если вдруг не вошло крылышко бабочки, то он бракует этот кадр. И поддаваться новомодным тенденциям, когда делается фотография, например, только глаза мухи крупным планом, не хочет.
Интересных историй, связанных со съемкой насекомых, на памяти А.А. Рязанова немало. Однажды увидел на клумбе у соседа красивую бабочку, пока сбегал домой за фотоаппаратом, она уже улетела. Снимая шершня, который сидел на цветках барбариса, приближался к нему очень близко — буквально на пару сантиметров. Конечно, здорово рисковал. А вот к бабочкам близко не всегда удается подойти — можно спугнуть. «Чтобы подружиться с крылатой красавицей, — делится тонкостями дела мой собеседник, — нужно сначала самому превратиться в кусочек природы — выключить из себя человека, затаиться внутри. А бывает и так, что сидит бабочка и не улетает, ходишь вокруг нее и спокойно снимаешь с разных ракурсов. Даже если из тысячи получится пара удачных кадров, это уже хорошо».
Надежда КАЗАКОВА.
Фото Сергея Наговицина и А. Рязанова.