По всем правилам
11 августа этого года на федеральном уровне были введены новые программы обучения в автошколах. Для того чтобы продолжить свою деятельность, им необходимо получить заключение областного ГИБДД. В настоящее время только одна слободская автошкола — ДОСААФ — получила данное разрешение и продолжает вести обучение водителей автотранспорта.
«Чтобы получить данное разрешение, мы построили новый автодром, для этого взяли займ в 2,5 миллиона рублей. Привели в соответствие всю материально-техническую базу, по новым программам увеличено количество часов вождения. Сейчас необходимо расширять базу легковых автомобилей категории B, поскольку от этого напрямую зависит возможное количество обучающихся, — рассказывает директор НОУ ДПО «Слободская автошкола ДОСААФ России» А.А. Большаков (на снимке). — Перерыва в обучении у нас не было. В преддверии нововведений летом набрали большие группы, которые обучались по старым программам. Несмотря на значительное повышение цены на обучение по категории B, в настоящее время навыки вождения получают 223 ученика».
По словам Андрея Алексеевича, теперь все автошколы будут работать вплотную с представителями областного ГИБДД: если учебное заведение приобретает транспортное средство и регистрирует его как учебное — надо сообщить инспекции; приняли инструктора на работу или уволили — также необходимо уведомить. Если несколько лет назад надзорные органы ГИБДД проверяли бы четыре слободские автошколы: ДОСААФ, «Авто-Класс», «Авто-Навык» и автошколу ВСЭИ, то сейчас в городе их осталось только две.
Хотя новый автодром учебный центр «Авто-Класс» не строил, к областной проверке он готов. «В постановлении прописано, что автошколы могут использовать автодром или закрытую площадку, у нас закрытая площадка. Документацию и материально-техническую базу к проверке подготовили. Изменений по сравнению со старыми учебными программами появилось немного: практического вождения стало на шесть часов больше, а также появился новый предмет — психофизиологические особенности человека при вождении автомобиля, на него отводится 12 часов. Есть и некоторые другие изменения, — поделился директор УЦ «Авто-класс» А.А. Серкин. — Нам постоянно звонят, интересуются обучением. Поскольку проверку областного ГИБДД школа еще не прошла, обучение пока не проводим. Как только получим заветный документ, объявим набор».
Мастера производственного обучения также должны соответствовать обновленным требованиям: обязаны иметь педагогическое или техническое образование (среднее или высшее), быть несудимыми и, конечно, обладать водительским удостоверением той категории, на которую обучают. Уже сейчас автошколы, успешно прошедшие аттестацию, готовят не автолюбителей, а профессиональных автомобилистов. Все выпускники автошкол получат свидетельство о получении профессии «водитель».
На обучение по категории «В» отводится теперь 190 часов (вместо 156), из которых 130 – теория, 56 – практика и 4 – экзамен.
В последнее время обновились не только правила обучения в автошколах, но и правила сдачи экзамена в ГИБДД. «24 октября этого года вышло постановление Правительства РФ №1097, которое утвердило правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами. Во-первых, экзамены будут приниматься у всех кандидатов в водители без привязки к определенному региону. Во-вторых, для открытия любой категории требуется обучение, даже на категорию М. В-третьих, срок действия теоретического экзамена увеличивается с трех до шести месяцев. Также обновлены требования к экзаменаторам: обязательно наличие высшего образования и категорий, по которым он принимает экзамен, а также достижение 25-летнего возраста. Минимальный водительский стаж сотрудника, принимающего экзамен, увеличен с трех до пяти лет. Тот, кто обучался на автомобиле с автоматической коробкой передач, получит свидетельство со специальной отметкой «АТ». Соответственно, с таким удостоверением управлять автомобилем с «механикой» водитель не вправе, — прокомментировал начальник РЭО №2 МРЭО ГИБДД по Кировской области В.А. Верстаков. — Кроме того, с 24 февраля должна появиться ясность в отношении системы аудио- и видеофиксации на экзаменах. Пять видеокамер будут фиксировать несколько точек: дорожную обстановку впереди и позади учебного автомобиля, действия кандидата в водители и человека, находящегося за дополнительными рычагами управления, а также показания контрольно-измерительных приборов».
Подобные нововведения уже привели к удорожанию обучения по всей стране. Да и сдать экзамен в ГИБДД станет намного дороже. Госавтоинспекция России подготовила законопроект, в котором предложила ввести пошлину за сдачу экзаменов в размере 6,5 тыс. руб., при этом каждая следующая попытка пересдачи обойдется еще в 1-2 тысячи. Данная инициатива должна вступить в действие в январе 2015 года. Основным смыслом документа является идея «финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам». Сумма может быть скорректирована в процессе обсуждения. По данным издания «Коммерсант», речь идет о следующих значениях: сдача теоретической части экзамена обойдется в 1000 рублей, за практическую необходимо будет заплатить еще 3500, пошлину за изготовление пластиковой карточки прав планируется повысить с нынешних 800 до 2000 рублей. И это только для тех, кто успешно сдаст экзамен с первой попытки. Данную информацию представители госавтоинспекции в Слободском пока не подтвердили — никакого официального документа еще не поступило.
Получить автомобильные навыки и водительское удостоверение, в народе именуемое «права», с нового года станет намного дороже, а вот приведут ли подобные нововведения к улучшению дорожной обстановки — покажет время.
Подготовила Екатерина Косолапова.
Фото Евгения Гущина.