Знай свою норму
В России вводится социальная норма потребления электрической энергии
Перекрестное субсидирование не эффективно
В настоящее время потребляемая населением электрическая энергия субсидируется за счет установления более высоких цен для промышленности, это так называемое перекрестное субсидирование.
Вроде бы это хорошо — стоимость коммунальных услуг для населения меньше (тарифы на электроэнергию занижены почти в 2 раза), но при этом предприятия закладывают свои расходы в себестоимость выпускаемой продукции, и в конечном итоге все оплачивается потребителями. Кроме того, завышенные расходы на оплату электроэнергии, которые несет промышленность, сказываются на экономических показателях предприятий.
Цели введения социальной нормы:
Снижение тарифной нагрузки на промышленных потребителей (объема перекрестного субсидирования);
Повышение эффективности системы социальной защиты населения;
Стимулирование энергоэффективного потребления коммунальных услуг.
Также необходимо отметить, что при сложившейся системе перекрестного субсидирования чем больше человек потребляет электроэнергии, тем больший объем «скрытой субсидии» он получает. Но ведь, как правило, много потребляют обеспеченные люди, имеющие возможность оплачивать коммунальные услуги по полной стоимости, и наоборот — бедные потребляют мало. В Кировской области 20% населения с наибольшим потреблением используют около половины всей электроэнергии, в то время как другие 20% населения с наименьшим потреблением — менее 10% электроэнергии.
По оценке Энергетического центра Московской школы управления «Сколково» в 2011 году в России самые богатые домохозяйства получали в среднем в два раза больше перекрестного субсидирования, чем самые бедные (492 руб. против 226 руб. в месяц).
В Российской Федерации доля расходов на оплату электроэнергии в совокупных расходах домохозяйств (семей) составляет в среднем всего 1,3%, что меньше расходов на приобретение алкогольных напитков (1,7%).
Как средство защиты малоимущих слоев населения такая мера неэффективна. Идеальным решением проблемы перекрестного субсидирования была бы его полная отмена, установление тарифов на экономически обоснованном уровне и переход к адресным субсидиям нуждающимся. Однако данный шаг приведет к высокой социальной напряженности в обществе. Введение же социальной нормы потребления электрической энергии и ее установление на адекватном уровне позволит снизить объем перекрестного субсидирования.
Социальная норма — это минимальный и достаточный для жизнеобеспечения объем коммунального ресурса, который оплачивается по сниженному тарифу. Расход ресурса сверх этого объема оплачивается по повышенным тарифам.
Как это будет?
Правительством Российской Федерации утвержден комплекс мер, направленных на переход к социальной норме потребления коммунальных ресурсов. В частности, он предусматривает введение соцнормы по электроснабжению с 2014 года, а также введение в связи с этим мер социальной поддержки различным категориям граждан.
С 1 сентября 2013 года началась реализация соответствующих пилотных проектов на территории шести субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области). С 1 июля 2016 года соцнорма будет введена на всей территории Российской Федерации. Кроме того, субъектам Федерации предоставляется право принятия решения о введении социальной нормы до 1 июля 2016 года.
Социальная норма устанавливается таким образом, чтобы объем поставки в пределах социальной нормы составлял долю от 70 до 85% фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Также предусмотрено установление социальной нормы дифференцированно в отношении различных групп домохозяйств и типов жилых помещений, что позволит учесть все особенности потребления электроэнергии населением. Чем больше граждан зарегистрировано в жилом помещении, тем выше для него размер социальной нормы. Предусмотрены также особенности применения социальной нормы в отношении сельского населения; граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье; одиноких пенсионеров; домохозяйств, имеющих в своем составе инвалидов; многодетных семей, а также семей, имеющих в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с порядком установления и применения социальной нормы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»:
- Величина социальной нормы устанавливается уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) не позднее 4 месяцев до даты перехода на расчеты с применением социальной нормы;
- По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации социальная норма может не устанавливаться и не применяться для категорий потребителей, приравненных к населению (садоводческие товарищества, гаражи, хозяйственные постройки, религиозные организации и т.д.);
- Уполномоченные органы, исходя из полученной от органов местного самоуправления информации о численном составе домохо-зяйств в жилых помещениях, формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов;
- Уполномоченные органы не позднее 4 месяцев до даты перехода на расчеты с применением социальной нормы утверждают регламент обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг.
В Кировской области распоряжением председателя Правительства области от 14.10.2013 № 157-пр создана рабочая группа по разработке правового акта, устанавливающего величину социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Величина социальной нормы будет утверждаться после рассмотрения на рабочей группе и публичного общественного обсуждения.
Обращаем внимание, что порядок расчета (формулы и коэффициенты) и порядок применения социальной нормы полностью определяется постановлением Правительства Российской Федерации №614.
Соцнорма в теории…
Для расчета социальной нормы предусмотрено 6 групп домохозяйств в зависимости от числа проживающих (6-я группа — это специализированный жилой фонд и приравненные к населению).
Базовая величина социальной нормы (1-я группа -один проживающий в квартире с газовой плитой в городском населенном пункте) определяется на основе статистических данных потребления электрической энергии за 2012 год.
К базовой норме предусмотрены следующие надбавки:
- второй проживающий — 60 кВт/ч (2-я группа);
- третий и больше проживающих — 40 кВт/ч на 1 чел. (3-5-я группы);
- на электроплиту — 50 кВт/ч на 1 чел., но не менее 90 кВт/ч на домохозяйство;
- на электроводонагреватель — не более 300 кВт/ч на 1 чел.;
- на отопление — устанавливаемое уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в предыдущей редакции — не более 3000 кВт/ч на 1 домохозяйство в течение отопительного периода);
- надбавка для села — 100 кВт/ч на 1 домохозяйство.
Одинокие пенсионеры оплачивают 1 год применения по соцнорме всю электроэнергию, далее базовая соцнорма для них увеличивается в 1,5 раза.
В аварийном жилищном фонде или жилом фонде со степенью износа 70% и более соцнорма также увеличивается в 1,5 раза.
Примеры расчета соцнормы — см. врезку.
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА
(условно принимаем базовую величину социальной нормы, равной 100 кВт/ч, надбавки максимальные):
1. Семья из 4-х человек, газовая плита, центральное отопление и горячее водоснабжение.
Городская местность: 100+60+40+40=240 кВт/ч в месяц.
Сельская местность: 240+100=340 кВт/ч в месяц.2. Семья из 4-х человек, электрическая плита, центральное отопление и горячее водоснабжение.
Городская местность: 100+60+40+40+4х50=440 кВт/ч в месяц.
Сельская местность: 440+100=540 кВт/ч в месяц;3. Семья из 4-х человек, электрическая плита, центральное отопление, без горячего водоснабжения.
Городская местность: 100+60+40+40+4х50+4х300=1640 кВт/ч в месяц.
Сельская местность: 1640+100=1740 кВт/ч в месяц.4. Семья из 4-х человек, электрическая плита, электрическое отопление, без горячего водоснабжения.
Городская местность: 100+60+40+40+4х50+4х300+3000=4640 кВт/ч в месяц.
Сельская местность: 4640+100=4740 кВт/ч в месяц.
Примечание: Оснащенность электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками жилого помещения определяется в соответствии с техническим паспортом дома, а при его отсутствии — в соответствии с проектной документацией.
Не является основанием для применения социальной нормы:
- наличие стационарной электроплиты в случае, если степень благоустройства дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению;
- наличие электронагревательных установок при наличии горячего водоснабжения;
- наличие электроотопительных установок при наличии централизованного теплоснабжения.
…и на практике
С 1 сентября 2013 года расчеты за электрическую энергию осуществляются с применением социальной нормы в шести субъектах Российской Федерации (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области).
Во всех данных регионах, за исключением Ростовской области, социальная норма применялась прежде (до 01.09.2013) и ее размер не был пересмотрен в соответствии с постановлением №614.
Во Владимирской и Нижегородской областях соцнорма на 1 чел. составляет 50 кВт/ч, в Забайкальском крае — 65 кВт/ч; в Красноярском крае — 75 кВт/ч, в Орловской области — 190 кВт/ч.
В Ростовской и Орловской областях 80-90% семей полностью уложились в социальную норму. Вместе с тем в остальных четырех регионах наблюдается ухудшение положения домохозяйств, состоящих из одного человека, — только 9% из них укладывается в социальную норму. Всего в отведенную социальную норму уложилось лишь 40% населения.
В целом увеличение платы за электроэнергию коснулось в основном граждан с высоким уровнем потребления электроэнергии в связи с содержанием дорогостоящих объектов недвижимости.
Пресс-центр Правительства области.
МНЕНИЕ
«Введение соцнорм по энергоснабжению в Кировской области планировали ввести с 1 июля 2014 года, — сообщил слобожанам на минувшей неделе приезжавший в наш город глава департамента энергетики и газификации А.В. Журавлев. — Однако пока внедрение этого пилотного проекта в нашем регионе решено отложить. Мы оцениваем результаты, достигнутые теми областями, где соцнормы уже введены, и вносим свои предложения в Министерства энергетики и регионального развития. На наш взгляд, постановление, по которому происходит расчет и в дальнейшем оплата электроснабжения жителями, требует корректировки. В нем должны быть учтены все незащищенные слои населения».