Пути и вехи железной дороги
Светоч истины
В исторической памяти Слободского осталось необычное противостояние слобожан столетней давности. Мжду почтенными горожанами разгорелся спор по довольно значимому поводу: речь шла о месте размещения железнодорожного вокзала в Слободском. Дело в том, что железнодорожная комиссия Вятского губернского земства 21 марта 1912 года, рассмотрев все предложения по строительству железной дороги на Слободской, приняла решение, что "вариант Демьянка — Спасское — Быково — Долгушево — Загарье наиболее отвечает интересам населения, так как захватывает, безусловно, наиболее промышленный район с значительным числом кустарей, крупными заводами и фабриками уездов Слободского и Вятского". Телеграмма об этом была направлена в Министерство путей сообщения.
Этот вариант удовлетворил не всех слобожан, и они направили делегацию в Санкт-Петербург с просьбой о перенесении будущего железнодорожного вокзала из слободы Демьянки в черту города Слободского. Результаты поездки были рассмотрены на экстренном заседании Слободской городской Думы. Поскольку железнодорожное ведомство соглашалось на перенос конечной станции, если это будет "возможно по техническим условиям", то Дума приняла решение: "Имея в виду, что заход железной дороги в слободу Демьянку намечен ради удовлетворения главного вкладчика — торгового дома П.И. и И.И. Александровых, интересы которого не будут нарушены, если вокзал будет устроен вблизи городских казарм, просить господ Александровых не настаивать на желании иметь вокзал непременно в Демьянке, а оказать содействие к тому, чтобы вокзал был устроен в городе, что… не повредит их личным интересам". В Вятке ходатайство Думы о переносе вокзала поддержали, и свое решение направили за подписью губернатора в Министерство путей сообщения.
Уже в 1913 году строительство железной дороги началось по всей линии Загарье — Демьянка. Однако 17 мая газета "Вятская речь" сообщила, что из-за спора о месте вокзала работы у слободы Демьянка прекращены, из-за чего "15 мая владельцы промышленных заведений слободы Демьянки за подписью 24 лиц по этому вопросу обратились снова к министру путей сообщения со следующей телеграммой: "Мы, нижеподписавшиеся, жители слободы Демьянка, ходатайствуем перед Вашим Высокопревосходительством о сооружении вокзала в нашей слободе, в которой сосредоточены, главным образом, промышленные заведения г.Слободского. Промышленники г.Слободского вместе с торговцами вносят промыслового налога 6300 рублей, тогда как заводчики и промышленники слободы Демьянка уплачивают его 16500 рублей и хотели бы осуществлять контроль транспорта, прибывающего на близлежащую станцию". Еще газета разъясняла, что "вокзал в Демьянке (саженях в 300 от города) проектирован инженером Максимовым по соображениям удобства подхода ветки к пристани и устройства моста через Вятку на случай продолжения ветки дальше к Холуницким заводам, что при устройстве вокзала вблизи города малопреодолимое препятствие".
Окончательное решение о местонахождении вокзала было принято только 1 апреля 1914 года в пользу города Слободского, и инженерам пришлось перепроектировать последние 6 верст пути.
Смена вех
Предваряли эту историю давние события. В 1885 году 29-я сессия Вятского губернского собрания специально рассмотрела перспективу железнодорожного строительства в губернии. Было решено, что после Пермь-Котласской железной дороги "наиболее желательная железная дорога, которая соединяла бы Вятку с Санкт-Петербургом через Вологду или Кострому". Затем нужны дороги до Ижевского завода, Казани и "от г.Вятки через Слободской до р.Камы против станции Балезники Уральской железной дороги Соликамского уезда Пермской губернии".
Слободская городская Дума летом 1896 года направила свое ходатайство о проведении железной дороги от г.Вятки до г.Слободского, а "при невозможности сего об устройстве ветви от станции Медянки до г.Слободского". К этой просьбе присоединился владелец Омутнинских заводов Н.П. Пастухов, предлагавший провести дорогу от Слободского на Холуницкие и Омутнинские заводы. Однако ходатайства эти были отклонены.
Реальная возможность строительства железной дороги в Слободском возникла после введения в эксплуатацию дороги Санкт-Петербург — Вятка в 1906 году. 26 марта 1908 года Слободская городская Дума приняла решение "присоединиться к ходатайству Вятского губернского земского собрания о соединении г.Слободского с г.Вяткой железнодорожным путем". Вскоре в газете "Вятская речь" замелькали заметки о постройке железной дороги на Слободской. Так, 21 мая было опубликовано сообщение, что "инженером Министерства путей сообщения Т.А. Лесниковым заключен договор с П.А. Вахрушевым, Н.Д. Плюсниным, П.И. Сапожниковым и К.П. Кузнецовым, по которому г.Лесников обязуется не позже 15 августа т.г. приступить к проведению дополнительных изысканий для ширококолейной железнодорожной ветки, имеющей цель соединить горизонтальную за мостом через Вятку площадку Пермь-Котласской железной дороги с деревней Сапожнята, далее с селом Вознесенско-Вахрушевым и с городом Слободским. Станций и разъездов должно быть четыре — на площадке за мостом, у с.Вознесенско-Вахрушево и в нижней части г.Слободского. Изыскания закончить за один — полтора месяца, за работу затребовано 6 тысяч рублей". Это означало, что изыскательские работы проводились за счет слободских предпринимателей. 21 июня анонимный корреспондент сообщил, что изыскательские работы закончены. "Город наш, по-видимому, доживает последние дни своей первобытной патриархальности и в недалеком будущем думает преобразиться совсем. В скором времени он, вероятно, будет соединен с Вяткой рельсовым путем… Среди обывателей, конечно, идут разговоры о предполагаемой дороге. Все желают ее проведения. Только крестьяне недовольны дорогой. В одной деревне они вышли навстречу инженеру с кольями и дубинами и решительно объявили, что не дадут проводить дорогу по своему полю. Только угроза инженера позвать стражников заставила мужиков оставить в покое инженера".
Станция Вахрушево
Пока суть да дело, строительство железной дороги двигалось своим чередом. Все работы производились вручную. Использовались ручные тележки, лошади с телегами поднимали насыпь для железнодорожного полотна. Строились мосты. Завозились десятки тысяч бревен и шпал. Одновременно строились железнодорожные здания. В черте поселка Вахруши сохранились два дома от того времени. Один — это бывший вокзал станции Вахрушево 1904 года постройки. Сейчас это жилой дом железнодорожников. В бывшем зале ожидания вокзала свыше сорока лет проживает Анна Николаевна Кислицына. Железной дороге она отдала все свои лучшие годы, работала дежурной по станции. В 1966 году она приехала в Вахруши из Шахуньи, да так и осталась тут жить. Привыкла и к тому, что когда идет поезд, то дом также отсчитывает каждый стык рельсов.
В другом доме на переезде жил еще один железнодорожник — Владимир Васильевич Никулин. Он с 1958 г. работал на железной дороге старшим монтером путей, а его жена Тамара Григорьевна — стрелочницей. В.В. Никулин рассказал об использовании железной дороги заводчиками Вахрушевыми. По рельсам они перевозили оборудование для заводов, доставляли кожсырье, отгружали военный заказ в годы первой мировой войны. Практически уже с 1907 года Вахрушевы получили статус официальных поставщиков царского двора.
Впечатляют объемы их перевозок в годы первой мировой войны. Так, в сентябре 1916 г. Торговый дом "Ф.Т. Вахрушев — Сыновья" просил Главное интендантское управление в Петрограде "О наряде вагонов для внеочередной перевозки на завод невыделанных кож":
1) со станции "Татарской" Сибирской железной дороги — 10 вагонов;
2) со станции "Омск" — 15 вагонов;
3) со станции "Курган" — 5 вагонов;
4) со станции "Петропавловск" — 5 вагонов.
Вряд ли бы удалось Вахрушевым достичь таких успехов, если бы не было железной дороги. Потому совсем не случайна была их настойчивость в ее строительстве.
Наш паровоз, вперед лети
Несмотря на начавшуюся мировую войну, строительство железной дороги продолжалось, но темпы значительно снизились. Решался вопрос о строительстве ветки от г.Слободского до Белохолуницкого, Климковского и Чернохолуницкого заводов и далее до соединения с веткой Яр — Кирс. Но все планы не удалось реализовать — началась Октябрьская революция. На стройке наступило затишье. Работы были возобновлены в 1919 году по просьбе коменданта Екатеринбургского укрепрайона. Москва выделила тогда на эти цели 26 млн. 624 тыс. рублей, губерния — 2 млн. 183 тыс. руб. Несмотря на недостроенность, в 1921 г. железную дорогу начали эксплуатировать. Поезда ходили со скоростью 5 верст в час. В 1922 г. участок дороги Вахрушево — Слободской после долгих переговоров был принят для эксплуатации. И 11 ноября "Вятская правда" известила: "На днях будут регулярно курсировать товарно-пассажирские поезда Вятка — Слободской. Поезда из г.Вятки будут выходить по четвергам со ст.Вятка-2 в 10 часов утра, а из г.Слободского по пятницам в 4 часа вечера. Пробег поезда пока будет равняться от 10 до 20 верст в час". Однако это движение было вскоре прекращено "в следствии убыточности ее эксплуатации".
Тем не менее жизнь заставила активно пользоваться дорогой, и в справке по экономическому обследованию района Слободской ветки Пермской железной дороги от 11 октября 1927 года читаем: "В настоящее время веткой пользуются для перевозки сырья и продукции на условиях подачи вагонов местные промышленные предприятия, а для перевозки пассажиров три раза в неделю производится прицепка пассажирских вагонов и теплушек". Перевозки людей по железной дороге осуществлялись до тех пор, когда в 60-е годы были построены мосты через реку Вятку.
В годы Великой Отечественной войны в Вахруши были эвакуированы военная база №38 из-под Москвы и в октябре 1941 г. сюда прибыло 818 вагонов с оборудованием базы. Вместе с ним приехали 1656 человек. Они вручную разгружали и на лошадях вывозили оборудование. Постоянно прибывали вагоны с ранеными. Бойцов выгружали, везли через санпропускник в госпиталь, который размещался в школе. Предприятия постоянно отгружали через станцию военный заказ. Это обувь, оптические приборы, продовольствие.
После войны по этой ветке люди уезжали на восстановление страны, на освоение целины. Эти факты запечатлены на фотографиях, которые хранятся в музее школы п.Вахруши.
Вахрушевские старожилы вспоминают о том, как ездили по железной дороге в п.Первомайский на спичечную фабрику. Долгое время жители деревенской округи ездили до Вахрушей по железной дороге на работу. Лишь совсем недавно прекратили курсировать пассажирские поезда через Каринский переезд до Кирово-Чепецка, а как было бы здорово, если бы такой поезд ходил летом и можно было бы путешествовать.
"Трясет, да везет", — так любят шутить в народе. Эта истина права — железная дорога во многом послужила развитию Вахрушей и Слободского.
Д. Шишкина, п.Вахруши.
"Слободские куранты"