Картуш Вятского наместничества
В левом углу карты Вятского наместничества, напечатанной в Российском атласе 1792 года, помещен декоративный картуш. Этот аллегорический рисунок, сделанный гравером Г.Т. Харитоновым, служившим при типографии Горного училища и Географического департамента Кабинета Екатерины II, придает старинной карте особую привлекательность и солидность. А также два столетия спустя позволяет нашим современникам окунуться в мир эстетики, красоты и изящного вкуса. Теперь мало кто задумается над тем, что подобные картуши-виньетки во времена Екатерины несли целый слой информации и служили характеристикой изображенной на карте территории, через символы раскрывая ее роль в политической, экономической и культурной жизни страны.
Слободской краевед-исследователь С.П. Серкин, работая над новой книгой по истории Вятского края, единственный из кировчан предпринял попытку расшифровать картуш Вятского наместничества. «Атлас 1792 года не утратил своей актуальности до наших дней, — начал свой рассказ Сергей Павлович. — Рассматривая в нем картуши других наместничеств, я обратил внимание на тот факт, что только на карте Вятского наместничества изображена фигура женщины в античных одеждах — Губернии — с мечом в правой руке, опирающейся на щит и указывающей клинком на Вятскую землю. На ее голове высится корона в виде крепости с башенками — знаком защиты. В левой руке она держит рог изобилия, из которого высыпаются злаки — символ богатства, великого имения, приобретенного трудами. Левое плечо касается древка с развевающимся флагом, на его полотнище изображен герб Вятской губернии. На дальнем плане просматриваются горы Предуралья, впереди них две дымящиеся плавильные печи с химическими знаками меди и железа, перед ними путти (мальчик), разбирающий руду.
На мой взгляд, аллегорическая фигура женщины со щитом и мечом всем своим видом демонстрирует военное могущество Российской империи. Две печи, скорее всего, символизируют доменные печи 10-ти вятских железоделательных заводов (вместе с ижевскими, они в то время тоже входили в состав Вятской губернии). Может быть, производство железа на Вятке играло серьезную роль в обороноспособности России, и именно поэтому картуш имеет такой вид? Но в целом в России в тот период насчитывалось уже около 200 железоделательных и металлургических заводов — особенно славились Тульская губерния и Урал — кузница оружия. Вятские, конечно же, не доминировали в этой сфере над всеми остальными. Возможно, эта аллегорическая композиция говорила о том, что Вятская земля должна развивать металлургическое производство во имя могущества Российской империи.
А может, таким образом Вятской губернии был сделан укор за историческое прошлое, когда в период становления и слабости Российского государства вятчане совершали набеги на его подвластные территории, разбойничали в самой Москве вместе с противниками великих князей Московских. А теперь им пришло время потрудиться во благо России».
Судя по доказательствам С.П. Серкина, расшифровка картуша оказалась сродни разгадыванию кроссворда — чем больше знаешь, тем лучше результат. Тем более, что существует несколько разных версий по поводу свободолюбивых вятчан и исторического прошлого нашего края. Возможно, трактовки слободского краеведа кому-то покажутся не безупречными. Поэтому предлагаем нашим читателям поделиться своими умозаключениями на эту тему.
А. Тихомирова.
«Слободские куранты»