13 — число стабильное
8 сентября 2011 года по Указу Президента России в нашей стране впервые официально отмечался профессиональный праздник — День финансиста. В этот день еще более двух столетий назад, в 1802 году, император Александр I своим высочайшим манифестом образовал в России Министерство финансов. С тех пор оно ни разу не меняло своего названия. Впрочем, стабильность — кредо людей этой профессии. Об этом и многом другом мы узнали из разговора с заместителем главы администрации города, начальником финансового управления Светланой Федоровной Пузанковой.
— Светлана Федоровна, расскажите, над чем сейчас, работает финансовое управление администрации города?
— Естественно, мы занимаемся исполнением бюджета текущего года. Готовим проект бюджета на 2012 год: доходная часть и налогооблагаемая база уже согласованы с департаментом финансов Кировской области. И, конечно же, текущая рутинная работа, которую, кроме нас, финансистов, никто не замечает.
— Точная финансовая работа предполагает слаженный коллектив…
— Само собой. У нас даже численный состав работников стабильный! Когда я пришла в финансовое управление в 1994 году, нас было 13 человек. Вот уже пять лет руковожу этим структурным подразделением администрации и недавно заметила — сейчас нас столько же, просто сам коллектив немного изменился, пришли другие люди. Можно даже сказать, что управление «помолодело», средний возраст сотрудников 36-37 лет, у большинства — высшее образование. Все — преданные своему делу, инициативные, дружные. Правда, в нашем финансовом царстве всего один мужчина.
Мне хочется поздравить коллег, а также бывших работников нашего управления с профессиональным праздником, пожелать им здоровья и терпения. Нашим бывшим руководителям — Елене Михайловне Седельниковой и Любови Ивановне Крыловой — тоже огромное спасибо за многолетний труд.
— И все-таки большая часть работы — это не праздники, а трудовые будни, когда без проблем не обходится…
— Как везде. Сложности могут возникать каждый день, но они быстро решаются. Естественно, волнуемся, когда формируем бюджет, когда выходим с ним на Думу, защищаем его.
— Меняется, наверняка, не только коллектив, но и сама работа финансового управления?
— Действительно, в работе за последние годы произошло много перемен. Одна из последних была 1 января 2009 года, когда нас из-под начала департамента финансов Кировской области передали администрации города Слободского, создав муниципальный финансовый орган. А вообще, помню, что в 1994 году доходами у нас занимались пять специалистов, сейчас — двое. Еще в 2003 году на отдел было по одному компьютеру, а теперь у всех рабочие места автоматизированы, обмен документами с различными учреждениями города ведется по электронной почте — огромная экономия времени. С 2005 года в управлении появился специальный казначейский отдел, который следит за целевым использованием бюджетных средств на стадии перечисления платежей.
— Наверняка, и сам бюджет города меняется?
— Изменился даже потому, что изменился Бюджетный кодекс. Подход к бюджету стал более формализованным. Все наши действия прописаны в законах и нормативных актах, что не дает нам спонтанно решать проблемы, требует придерживаться установленного порядка. То есть стали прозрачнее сами бюджетные отношения, любую финансовую операцию можно отследить от начала до конца.
Бюджет города Слободского всегда был дефицитным, как и бюджеты подавляющего большинства муниципальных образований Кировской области. Но мы, когда предусматриваем дефицит, стараемся направлять его на инвестиции, чтобы город развивался. Можно сказать, что бюджет города мобильный. Иногда приходится его перекраивать, случись, например, какая-нибудь авария в городе, ведь многие дома и коммуникации ветхие. Поправки чаще вносим за счет областных средств, а не из собственных доходов. Собственные пересматриваем примерно раза два в год.
— Финансист сегодня — какой он?
— Нет-нет, да и столкнешься с мнением, когда людей нашей профессии считают «сухарями». В этом есть доля правды, потому что стойкость, терпение, светлый ум и умение просчитать любое действие до конца, знать, как будет развиваться ситуация — эмоции в этом вряд ли нужны. Расчет и еще раз расчет.
— И все-таки работа — это не все в нашей жизни. Что-то же должно быть там, за окнами рабочего кабинета?
— Для меня это семья, дети. Старшая дочь — студентка, хочет получать второе высшее образование — экономическое, чтобы стать, как мама. А я с улыбкой ей говорю, мол, не знаешь ты еще всей моей работы.
— Раз уж зашел разговор о финансах, может, посоветуете слобожанам, как вести семейный бюджет, чтобы он регулярно «не трещал по швам»?
— Золотое правило любого финансиста — баланс доходов и расходов. Не зря же говорят: по доходам и расход. Соответственно, нужно целесообразно расходовать деньги. Предусматривая расходы, мы должны знать эффективность вложения средств. Так и в семье, наверное: расходуя, знать, для чего.
Беседовала Н. Фофанова.
«Слободские куранты»