Гимназия: итоги и новые задачи
В сентябре исполняется год, как гимназией г.Слободского руководит Злата Александровна Баранова. Мы попытались выяснить, как сложился этот год для нового руководителя самого высокорезультативного и престижного городского общеобразовательного учреждения.
— Это год был особенным, очень насыщенным и интересным в плане профессиональной деятельности, а самое главное — результативным. Удалось выполнить главные поставленные задачи.
Во-первых, гимназия успешно прошла государственную аккредитацию и на следующие 5 лет подтвердила свой государственный статус учреждения с реализацией программ углубленного изучения иностранных языков, русского языка и литературы, а также право проводить государственные выпускные экзамены и выдавать аттестаты.
Во-вторых, большая и непростая работа завершилась получением в июне лицензии на право ведения образовательной деятельности сроком на 6 лет. Совместные усилия администрации города и коллектива гимназии позволили достичь этого результата. Безлицензионная деятельность невозможна и противозаконна.
За прошедший год проведены разные виды работ — от перепланировки помещений и ремонта буфета до формирования полной нормативной базы работы учреждения, включая образовательные программы общего и дополнительного образования гимназии. К новому учебному году гимназия принята надзорными службами еще в июле. Кроме того, медицинское обслуживание обучающихся гимназии приведено в соответствие с санитарными нормами, медицинский блок имеет положительное заключение Роспотребнадзора.
Я как начинающий директор хотела бы поблагодарить моих руководителей за поддержку, понимание проблем гимназии, за совместное решение всех вопросов — главу администрации С.А. Кашина, заместителей главы И.В. Желвакову, С.Ф. Пузанкову, начальника управления образования Л.Г. Люкшину и, конечно же, коллектив гимназии, а также родителей, которые внесли существенный вклад в укрепление материальной базы учреждения. Именно командный подход обеспечил положительный результат.
— Как сложились Ваши отношения с новым для Вас коллективом педагогов? Долго ли длился адаптационный период?
— С первого дня включилась в работу, как таковой адаптации и не потребовалось. Когда знаешь, что и как надо делать — вопрос только в количестве часов в сутках.
Работать с самодостаточными, высокопрофессиональными, творческими, инициативными людьми ответственно, но приятно. Мне кажется, мы поняли и приняли друг друга. Я с удовольствием каждый день иду на работу.
У коллег масса идей и энергии, огромный опыт, они обеспечивают высокие результаты в работе, умело сочетая традиционные и инновационные методы, индивидуальный подход к ученикам. Авторитет педагогов гимназии признан на городском, окружном, региональном уровнях. Так, например, руководителями новых окружных методических структур — методических объединений учителей русского языка и литературы, математики — являются учителя гимназии З.П. Сергеева и О.Ф. Рожнева. В гимназии в 2010 году проведены два заседания ОМО для учителей Белохолуницкого, Нагорского, Слободского районов и города Слободского. Гимназия уже несколько лет является базой для проведения областных семинаров для учителей иностранного языка, у нас очень сильная кафедра учителей иностранных языков. Это педагоги, Р.А. Быкова, Г.Н. Шкаредная, Т.В. Криницына, Н.Л. Лобанова, Т.В. Чистоусова, А.А. Рысева, Е.П. Антипина. Знание иностранных языков — это требование времени, и неслучайно именно они наиболее востребованы в гимназии для углубленного изучения, которое начинается уже с первого класса в форме кружка, а с восьмого -изучение второго иностранного языка. В прошлом учебном году для предоставления возможности гимназистам пообщаться с носителями английского языка мы включились в программу международного обмена по линии Американских советов. В этом году будем принимать американских ребят уже на полгода. Это очень интересный проект, глобализация мира на практике.
— С какими образовательными итогами гимназия закончила 2009-2010 учебный год?
— С хорошими. В целом по гимназии (1-11 классы) 100%-ная успеваемость при обученности (качество знаний на «4» и «5» во 2-11 классах) 69,5%.
По итогам государственной (итоговой) аттестации все 48 выпускников 9-го класса получили документы государственного образца об образовании — аттестаты об основном общем образовании, из них двое — аттестаты особого образца (с отличием), 19 — с отметками «4» и «5».
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов проходила в форме единого государственного экзамена. Два обязательных экзамена — по русскому языку и математике. Остальной набор экзаменов определял сам выпускник с учетом дальнейших планов на продолжение образования. Наиболее востребованными экзаменами по выбору оказались обществознание (24 чел. из 40), физика (14 чел.), история (9 чел.), биология, информатика (по 7 чел.).
Все выпускники гимназии сдали обязательный экзамен по математике (учителя Н.Н. Фетисова, Е.В. Соловьева). Средний балл по гимназии — 55, это лучший результат среди школ города Слободского. Показатель гимназии выше среднегородского (45,7 балла), среднего по Северному образовательному округу (46,57) и среднеобластного (46,6).
На ЕГЭ по русскому языку средний балл по гимназии — 70,2, это также первое место среди школ города Слободского. Данный показатель также выше среднегородского (63 балла), среднего по Северному образовательному округу (62,13) и среднеобластного (64,02). Елена Карпова набрала на экзамене максимальное количество баллов — 100, Екатерина Силина — 88 баллов, Анастасия Барышникова — 84 балла, Ксения Волкова — 84 балла, Софья Минчакова — 81 балл, Валерия Огорельцева — 81 балл. Это все выпускники 11-а класса, учитель Л.А. Копысова.
Химию (учитель Т.Л. Двоеглазова) сдавали 4 выпускника. Средний балл по гимназии — 80,3, это первое место среди школ города Слободского и по Северному образовательному округу. Показатель гимназии выше среднегородского (61,8), среднего по Северному образовательному округу (59,11), среднеобластного (59,72). Елена Карпова набрала на экзамене 96 баллов, Ксения Волкова — 83 балла.
По литературе (учителя Л.А. Копысова, В.Н. Бушмелева) средний балл по гимназии — 70, это первое место среди школ города Слободского и по Северному образовательному округу. Показатель гимназии выше среднегородского (62,9), среднего по Северному образовательному округу (59,92), среднеобластного (59,8). Екатерина Силина набрала на экзамене 94 балла.
В целом результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов положительные. Качество знаний, показанное на экзаменах, — 80%.
По результатам обучения и государственной (итоговой) аттестации 12 выпускников награждены медалями «За особые успехи в учении»: 5 — золотыми, 7 — серебряными.
Ежегодно 95-97% наших выпускников продолжают образование в высших учебных заведениях, в том числе в ведущих вузах страны.
Ученики гимназии постоянные победители и призеры различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов. За три последних года 15 обучающихся стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников (четверо — в 2010 году), двое — заключительного (по химии — Кирилл Копылов, по основам православной культуры — Евгений Анисимов). В 2010 году Кирилл Копылов вошел в число победителей Международной олимпиады по химии.
Среди множества побед я бы хотела выделить, спортивные результаты гимназистов. Второй год подряд гимназия удерживает первенство в городской спартакиаде школьников, в 2010 году заняла первое место в городских Губернаторских состязаниях.
Наши педагоги и ребята — очень увлеченные люди. В прошедшем учебном году активно стали развиваться гимназические СМИ: газета «Гимназист» и детское телевидение. Это великолепный социальный опыт.
Все результаты — это большой труд учеников, педагогов, родителей. И я бы хотела, чтобы особый гимназический дух, высокая мотивация ребят на учебу, которую я сразу почувствовала в гимназии, береглась и сохранялась, не ошибусь, если скажу, что именно в этом главная особенность нашего учебного заведения.
— У учеников гимназии повышенная учебная нагрузка, как при этом сберегается здоровье детей?
— Для нас это особенно актуальная тема, она очень многоаспектна. Но, во-первых, установленное количество уроков в неделю по учебному плану мы соблюдаем неукоснительно, уроки распределены на 6 учебных дней, обучение идет только в первую смену, в течение учебного года дети имеют 30 каникулярных дней. С 1 сентября у нас вводится триместровая система организации образовательного процесса, которая предполагает более регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 учебных недель сменяются недельными каникулами.
Большее внимание уделяется организации питания школьников. В городе Слободском этот вопрос решается системно в рамках муниципальной программы «Школьное питание», участником которой является и гимназия. На эти цели нам уже выделено 330 тысяч рублей. Изготовлен современный проект буфета, проведен ремонт полов, приобретены холодильные шкафы, посуда. Организована работа буфета и в субботу, так как для нас это полноценный учебный день.
И это только начало. Целенаправленная работа по здоровьесбережению в гимназии будет осуществляться в рамках программы «Школа здоровья». Мы должны не только создать условия, но и привить, сформировать у наших детей навыки здорового образа жизни.
— Какие у Вас планы на ближайшее будущее?
— Еще Марк Твен сказал: «Если не знаешь, куда идешь, обязательно придешь не туда». Кроме совершенствования традиционных направлений работы гимназии, будет два новых: подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, которые поэтапно с 1-го класса будут вводиться с 2011 года, и реализация управленческого проекта «Развитие общественной составляющей в управлении гимназией».
Яркой страницей в предстоящем учебном году, несомненно, будет 20-летний юбилей. Решение о создании гимназии было принято в мае 1991 года.
Для повышения собственной квалификации, а я считаю, что каждый человек должен работать над собой, ваш покорный слуга прошла конкурсный отбор на обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров — буду учиться современному менеджменту.
А самые ближайшие планы — позиционировать гимназию в региональной и окружной системе образования. 19 августа я держала речь на областной конференции «Актуальные задачи управления современной системой образования», а 26 августа — на окружном совещании в г.Белая Холуница. Наш опыт работы востребован, и это радует.
— 2010 год — Год учителя, что бы Вы пожелали в преддверии 1 сентября своим коллегам.
— Учителя — это люди, создающие будущее. И это не громкие слова. Никакие технологии не заменят хорошего педагога. 59 учителей гимназии ежедневно вкладывают свою душу, свои знания, умения в учеников, из них 30 имеют высшую квалификационную категорию, 18 — награждены значком «Отличник народного просвещения» и нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», пятерым присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» (Н.А. Ситникова, З.П. Сергеева, Л.А. Копысова, Т.Л. Двоеглазова, Т.Л. Мурина).
Коллегам хочется пожелать: пусть в ваших глазах всегда горит свет оптимизма от ощущения нужности своей работы, от убеждения, что выбор профессии был верным!
Записал Е. Рычков.
«Слободские куранты»