ЗАО «Красный якорь» даёт отпор кризису новым оборудованием
Сентябрь 2008 года во все учебники по экономике войдет как дата начала мирового финансового кризиса. Спустя год на эту тему уже не говорят вскользь — последствия экономических потрясений в России проявляются все отчетливей. Страну накрывает волна больших и малых трагедий, связанных с банкротствами. Как в таких условиях существует самое крупное слободское предприятие ЗАО «Красный якорь»? С этим и другими вопросами мы обратились к генеральному директору комбината Г.П. ЧИСТЯКОВОЙ.
— Галина Петровна, расскажите о положении дел в лесоперерабатывающей отрасли — как сегодня складывается ситуация на мировом и российском рынках?
— Мировой кризис в России сильно ударил по всем отраслям, многие предприятия в стране, аналогичные нашему, переживают не лучшие времена. Если до 2009 года можно было держаться на старой инерции, контрактах, запасах, то сейчас начинается время банкротств. К сожалению, два предприятия отрасли в этом году стали банкротами — ОАО «Жешартский фанерный комбинат» и ОАО «Парфинский фанерный комбинат». Из-за крупнейшего пожара на производстве вынуждено было прекратить работу ОАО «Мантуровский фанерный комбинат». Многие производители заметно снизили объемы производства.
— Как в подобной ситуации чувствует себя ЗАО «Красный якорь»?
— На мой взгляд, мы держимся очень достойно. За восемь месяцев текущего года объемы производства упали незначительно — всего на 7%. На сегодняшний день у нас сформирован пакет заказов на сентябрь, практически полностью укомплектован сбыт продукции на октябрь. Слободскую фанеру покупают фирмы Италии, Германии, Великобритании и других стран Европы, а также Египта и США.
— Как удается держаться на плаву? В чем Вы видите секрет успеха слободского фанерного комбината?
— Никаких особенных секретов нет. Залог успеха «Красного якоря» — ориентация на потребителя. Это главное правило, которое диктует жизнь. Мы стараемся выпускать высококачественную продукцию, которая сейчас востребована на рынке, а также грамотно и в срок организовывать ее поставку. А вообще, чтобы быть конкурентоспособным, нужно постоянно совершенствовать технологию производства, приобретать новое оборудование.
— Но ведь с этим на комбинате все в порядке — новое оборудование в последние годы приобреталось в больших объемах. Какие технические новшества были внедрены в производство в 2009 году?
— В прошлом году нами был разработан инвестиционный проект «Модернизация производства ЗАО «Красный якорь» в 2008-2014 гг.», который по приказу Министерства торговли и промышленности РФ был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. В рамках инвестпроекта на модернизацию производства направлено уже более 420 млн. руб. (общая стоимость проекта — 1,037 млрд. руб.). В 2009 году нам удалось приобрести несколько видов оборудования. Самое главное вложение — это японский пресс, который значительно лучше старых прессов по техническим характеристикам. Также нам удалось приобрести третий финский лущильный станок нового поколения. Сократив количество лущильных станков, мы только выиграли в качестве продукции: семь лет назад для того, чтобы выполнить программу по выпуску шпона, нужно было запускать сразу девять станков, а теперь достаточно трех новых.
— Не секрет, что половину затрат на производство фанеры составляет сырье. Как сегодня решается вопрос по обеспечению им комбината?
— К сожалению, не в нашей власти прекратить рост цен на сырье. Единственный разумный выход из сложившейся ситуации — уменьшить затраты на его приобретение. Именно для этого изначально создавался наш инвестпроект. Государственная поддержка в рамках проекта заключалась в том, что нам был выделен лесофонд в нашей местности по приемлемым ценам. Однако качество древесины там не совсем соответствует нашим требованиям. А это значит, что к разработке плана по лесозаготовке мы приступить не можем, пока не решатся эти проблемы и не будут подписаны договоры со всеми лесозаготовителями.
В настоящее время с ЗАО «Красный якорь» сотрудничают около сорока предприятий и индивидуальных предпринимателей со всей Кировской области. Сырье поставщиков-земляков доставляется автотранспортом, что существенно снижает его стоимость по сравнению с соседями, которые отправляют его на комбинат железной дорогой. Сотрудничество получается взаимовыгодным — многим лесозаготовителям удается держаться на плаву благодаря поставкам древесины на слободской фанерный комбинат. К тому же «Красный якорь» на сегодняшний день — единственное предприятие отрасли, которое реально рассчитывается за поставку леса. Многие фанерные комбинаты России сегодня вынуждены работать в долг.
— А ваш комбинат в подобных условиях сумел с блеском реализовать сразу два социальных проекта — отремонтировать столовую комбината и магазин «Универсам». Как руководство ЗАО «Красный якорь» решилось пойти на такие шаги?
— Оба проекта были задуманы давно, задолго до сентября 2008 года. Никто не знает, когда закончится финансовый кризис, а заботиться о людях мы обязаны (на комбинате работает около полутора тысяч человек). Условия, которые были в столовой, не устраивали ни работников комбината, ни поваров, поэтому откладывать решение в долгий ящик было нельзя. С магазином тоже накопилось немало проблем. Здание, прямо скажем, использовалось не по-хозяйски. Когда-то в нем был маленький промтоварный отдел, который совершенно не удовлетворял потребностям покупателей. Мы постоянно несли убытки, а это непозволительная роскошь для любого бизнеса, тем более сейчас. В наших же интересах было исправить ситуацию, пока она не усугубилась.
— Галина Петровна, 2009 год проходит под лозунгом «Года молодежи». Скажите, как реализуется на комбинате молодежная политика?
— Конечно, мы не оставляем нашу молодежь без внимания (это треть всех сотрудников). На «Красном якоре» не первый год работает совет молодежи, который организует всевозможные мероприятия — конкурс профмастерства «Лучший молодой рабочий» по профессиям слесарь, лущильщик, починщик, сборщик, конкурсы «Мисс «Красный якорь» и «Герой №8», игры КВН. Наши активисты участвуют в турслетах, областных и городских конкурсах, среди которых открытый форум работающей молодежи «Золотые кадры XXI века», областной конкурс «Лучший по профессии сварщик», конкурс патриотической песни «За Отечество!», городской конкурс продавцов и др.
— Если молодежь — будущее комбината, то пенсионеры и ветераны — его славное прошлое. Как ведется работа с ними?
— Мы являемся одним из немногих городских предприятий, на котором по сей день действует совет ветеранов, который объединяет около 900 бывших работников комбината — пенсионеров. В том числе в нем состоят на учете 23 участника Великой Отечественной войны. Комбинат поддерживает ветеранов, оказывает материальную помощь к профессиональному празднику, Дню Победы, Дню пожилого человека, другим праздникам, помогает оплачивать лечение. Раньше традиционно проводились встречи трех поколений к Дню защитника Отечества. С годами их организовывать становится сложнее — все ветераны уже преклонного возраста, поэтому мы посещаем их на дому.
— Галина Петровна, какими будут Ваши пожелания фанерщикам к Дню работников леса?
— Прежде всего, я хочу поблагодарить всех сотрудников предприятия за добросовестный труд, творческий подход к работе, постоянный профессиональный рост. А пожелать хочется здоровья, семейного благополучия и достатка. И еще — никогда не останавливаться на достигнутом!
Наверное, это и есть главное условие стабильности любого бизнеса — двигаться вперед, несмотря ни на какие трудности. Только совместными усилиями руководства и работников можно победить зло, которое во всем мире называют надоевшим словосочетанием «финансовый кризис».
Н. Фофанова.
«Слободские куранты»