Далеко от столиц, но близко к людям
Три дня, с 20 по 22 марта в Кировской области проходили дни удмуртской культуры. В них приняли участие министр национальной политики Удмуртской Республики (УР) В.Н. Завалин, заместитель министра образования и науки УР З.В. Суворова, заместитель председателя Госкомитета УР по делам молодежи В.М. Соловьев, глава Балезинского района Р.Ш. Мухгалимов, представители науки и культуры республики. В областной филармонии 20 марта их приветствовал заместитель председателя Правительства Кировской области А.Г. Тарнавский, затем состоялся большой концерт удмуртского государственного театра фольклорной песни «Айкай».
Кульминацией торжеств стала среда, 21 марта, когда гостей принимали в центре удмуртской национальной культуры — деревне Светозарево. По обычаю жители деревни встретили гостей в местной школе хлебом-солью. Тепло приветствовали приехавших руководители района В.А. Хомяков и А.И. Костылев. В своем выступлении глава района подчеркнул многовековую общность людей разных национальностей и вероисповеданий, живущих на слободской земле. По словам Владимира Алексеевичаледуя сложившимся традициям, слобожанам и впредь необходимо сохранять богатое историческое и духовно-культурное наследие, национальные традиции и самобытность народов. Способствует этому подписанный в марте прошлого года договор между Балезинским районом УР и Слободским районом. Он предполагает развитие сотрудничества балезинцев и слобожан в различных отраслях деятельности. Эту мысль поддержал зам. главы департамента культуры и искусства В.Г. Пырегов, добавив, что язык искусства и культуры — самый надежный и действенный.
Торжества в Светозарево привлекли внимание заинтересованных лиц: более 70 человек приняли участие в научно-практической конференции «Сохранение национальных традиций: из прошлого в настоящее» По теме конференции было представлено 18 докладов. Открывая ее работу, министр национальной политики поделился хорошими впечатлениями, сложившимися у удмуртской делегации от пребывания на вятской земле. Он также отметил значимость встречи в Светозарево как пример сохранения и развития межнациональных взаимоотношений, мира и стабильности. Министр вручил благодарности за организацию и проведение дней культуры Удмуртской республики народному танцевально-хоровому коллективу «Лыз кутюк», коллективу педагогов и учащихся школы д.Светозарево, администраци сельского поселения. В рамках работы секций на конференции состоялся конструктивный разговор министра и главы Балезинского района УР с руководителями Слободского района. Большое внимание обеих сторон было уделено также образовательной и молодежной политике. Затем торжества переместились в местный Дом культуры, где прошел концерт театра песни «Айкай». Во второй половине дня артисты выступили также перед жителями Вахрушей. Завершились торжества вечером дружбы в Светозаревском Доме культуры.
Н. Мокерова.
Фото В. Хлюпина.
Всему начало и основа
В 500 метрах от Глазовского (бывшего Сибирского) тракта и деревни Светозарево расположилось село Круглово. Село небольшое — пять домов всего, но дома в нем старинные, крепкие, пережившие не одно поколение жителей. Люди до сих пор называют их «поповскими». С юга окружает село Круглово Шаптаковский холм с красивым смешанным лесом, на севере — кладбище, а на западе — речка Погостка. Особой гордостью селян является родник с кристально чистой водой, который берет свое начало в Шаптаковском лесу. Занимаясь исследовательской работой по изучению истории удмуртских деревень, я узнала, что в селе раньше стояла каменная церковь, которая называлась Преображенской. Годы борьбы с религией привели к тому, что теперь на ее месте только круглая плита с изображением креста, а также часть фундамента, которую, по-видимому, не смогли разобрать. Однако церковь живет в воспоминаниях пожилых людей, они рассказывают о ней с чувством гордости как о самой красивой в округе и с сожалением, что храм безвозвратно утрачен. Рассказы старожилов помогли воссоздать историю церкви.
Вся жизнь проходила через храм
В 1830 году в селе Круглово на краю кладбища была построена деревянная Ильинская церковь. А в самом селе в 1837 году — каменная Преображенская церковь. Приход тогда состоял из 20 удмуртских селений. По-видимому, церковь построили здесь исходя из того, что село расположено в центре всего удмуртского поселения. По рассказам Анны Константиновны Новиковой и Натальи Ефимовны Кудяшевой, это была очень красивая церковь. По-удмуртски ее так и называли — «шулдыр церик» (красивая церковь). И по размерам она была большая, семь куполов размещалось на ней. Деревянная изгородь окружала церковь, а перед входом были железные кованые калитки-ворота. При входе в церковь нужно было подняться по лестнице, зайти через большие железные двери в притвор, где справа располагалась «полатка» и большая печь, которую топили зимой круглые сутки. Рассказчицы предположили, что церковь отапливалась от этой печки, потому что внутри церкви всегда было тепло. Истопниками работали Ефим Морданов и Игнатий Кожин. Оба они жили в деревне Красногорье, в одном километре от села Круглово. Слева в притворе располагалось помещение, из которого большая лестница вела на звонницу. По воскресеньям звонили маленькие колокола, а в праздники звонил и большой колокол, его слышно было по всей округе. Звонарем был Афанасий Кайсин, который тоже жил в Красногорье. Над входными дверями в церковь были помещены иконы. Внутри храма было уютно и торжественно. На стенах красивые образа, в зале каменные колонны, на которых с четырех сторон также висели большие иконы. Куполообразный потолок и стены были расписаны ликами ангелов и святых. В углу продавали свечи, слева стоял поминальный стол перед иконой распятия Иисуса Христа. На службах было чинно и строго. Пели в церкви только мужчины, пели красиво, многоголосно. Анна Константиновна рассказала, что в хоре пел ее дед Михаил Семенович Кайсин, а других она уже не помнит.
Множество народа собиралось отовсюду в храме по праздникам. Особо почитался у удмуртов Ильин день, тогда службу проводили в деревянной церкви, а затем шли на кладбище поминать умерших. В остальное время здесь службы не проводились. Сюда привозили усопших, а затем их переносили в большую церковь для отпевания.
Клавдия Константиновна Соловьева из д.Пески рассказала, что 6 мая в Егорьев день водили к церкви лошадей и освящали святой водой, чтобы лошади не болели, были крепкими и выносливыми. Ведь впереди ожидались летние работы, а без лошади в крестьянском хозяйстве было очень худо.
В последние годы в церкви служили отец Павел и отец Василий. Какое-то время отец Павел жил на квартире у Антонины Ермолаевны Мордановой в Светозарево. В двух двухэтажных домах жили монахини. В памяти Анисьи Афанасьевны Кайсиной осталось, что в одном из них жили две сестры (фамилии их она не помнит). Мария Петровна пекла просвирни для прихожан и продавала свечки, а Александра Петровна служила учительницей в церковно-приходской школе в деревне Красногорье.
Печальная история церкви
Особые гонения на церковь в Круглово начались после 1935 года. Говорят, пожилые люди ходили туда ночью украдкой, чтобы помолиться и поставить свечу. Сначала разобрали деревянную церковь и построили магазин в деревне Красногорье, а перед самой войной, в 1940 году, начали разбирать и каменную церковь. Работа шла тяжело, потому что в душе люди понимали, что «убивают» центр православной культуры удмуртов». Когда сбросили большой колокол, далеко в округе отозвался колокольный звон, многие люди плакали. Вся их жизнь православного человека проходила через храм: родился — крестили, женился — венчали, умер — отпевали, все как полагается, по-людски.
Кирпичи увезли в Слободской на строительство сушилки хлебоприемного предприятия. Говорят, что часть кирпичей во время перевозки на барже через реку Вятку затонула из-за тяжести, а может, это было наказанием за несправедливость.
Сейчас в Круглово проживают 11 человек, в основном пенсионеры. Только летом оживает село, да по большим праздникам встречаются здесь бывшие односельчане. Многие считают своим долгом в Ильин день посетить могилы близких на сельском кладбище. В последние годы на праздник приезжает отец Владимир и проводит службу на месте бывшей церкви. Народу собирается много. В наше неспокойное время люди все чаще обращаются к Богу.
Д. Будина,
ученица 11 класса школы д.Светозарево.
«Слободские куранты»