Я ездила за идеями
Наша газета писала о том, что два слободских учителя, лауреаты Премии Президента РФ Н.И. Рысева и В.Л. Ярославцев, стали участниками общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии», который состоялся 22 ноября в Москве. На торжества в Государственный Кремлевский дворец были приглашены пять тысяч лучших учителей России. Среди них — победители профессиональных конкурсов «Лучшая школа России» и «Лучший учитель года России-2006». Абсолютный победитель этого конкурса, череповецкий учитель А. Успенский со сцены дворца сказал «спасибо» учителям своей маленькой школы: «Учителя провинциальных городов создают величие «России». Эти слова в полной мере можно отнести к Отличнику просвещения РФ, педагогу высшей категории Н.И. Рысевой. 33 года она преподает немецкий язык в школе, а ныне лицее №9. О поездке в Москву Нина Ивановна рассказала нашей газете.
Знак признания
Делегация Кировской области насчитывала 34 человека: здесь были учителя-«стотысячники», директора школ, получивших президентский миллион, и восемь молодых людей — победителей российских олимпиад. Среди делегатов были представители большинства районов области. На вопрос, почему поехали именно мы, нам ответили, что все решалось в департаменте образования и Правительстве области. Их сотрудники организовали для нас прекрасную поездку, оплатив купейные билеты и проживание в комфортабельной гостинице в городе Дмитрове в двух часах езды от Москвы. Туда мы и отправились утром, сойдя с поезда. А вот в Кремлевский дворец наша делегация опоздала на полтора часа — виной тому московские пробки. По этой причине мы пропустили начало мероприятия — презентацию школ, которые получили президентские гранты. Зато в концертный зал мы попали вовремя, у нас были очень хорошие места в партере. Открывая официальную часть вечера, министр образования и науки А. Фурсенко определил формат встречи как теплый вечер людей, которые много вложили в российское образование. Вечер вели диктор телеканала «Россия» Анастасия Чернобровина и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Прежде всего, на нем чествовали победителей профессиональных конкурсов и брали у них интервью. Торжество снимали три телевизионных канала — «Первый», «Россия» и «Культура».
Праздник для души
Нам из зала было видно, как нелегко конкурсантам отвечать на вопросы, когда на них смотрят глаза пяти тысяч людей. Победитель международной олимпиады по биологии студентка МГУ Е. Новикова, одна из 20 тысяч молодых людей, которым впервые были вручены денежные премии Президента, на вопрос, на что потратит полученные 60 тысяч рублей, ответила: «На жизнь». И поблагодарила не за деньги, а за признание. Девушка сказала: «Мы, ученые, живые люди, и нуждаемся в признании и поддержке. И никуда из страны не уедем, если здесь их получим. Потому что нам тогда не от чего будет бежать и нечего будет искать».
На сцену в тот вечер выходили известные в стране люди — доктор физико-математических наук, профессор С. Капица, ректор МГУ В. Садовничий, председатель комитета по образованию и науке Госдумы РФ Н. Булаев, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ Э. Никитин. Министр образования и науки зачитал также поздравительную телеграмму первого вице-премьера Д. Медведева в адрес форума.
Впечатления от вечера, конечно, незабываемые. Меня не покидало ощущение праздника души. Общение с коллегами из других регионов очень значимо: мне важно было услышать, что, оказывается, учителей всей страны волнуют примерно одинаковые профессиональные проблемы и все настойчиво ищут пути их решения. Заключением вечера стал концерт звезд российской эстрады. Перед нами выступили Н. Бабкина, И. Николаев, «Самоцветы», «Блестящие» и множество других именитых артистов. Концерт длился два с половиной часа и завершился выступлением В. Леонтьева.
Большой педсовет по сути дела
В вестибюле Кремлевского дворца я встретила выпускницу нашего лицея №9 Ирину Лубнину (Чашникову). Она сейчас работает в кировской школе №16 и в этом году стала суперфиналистом конкурса «Учитель года России-2006». Это достижение высочайшего уровня, таких педагогов в России нынче всего 15. Ирина рассказала мне, что была на приеме у Президента страны, домой пока не собирается — проводит мастер-классы в подмосковных школах.
В Дмитров мы вернулись глубоким вечером и решили собраться в гостиничном ресторане, чтобы обсудить прошедший день. По сути дела, у нас состоялся большой педсовет, закончившийся в 3 часа ночи. Праздник праздником, но никто из первых лиц государства на форуме не присутствовал. А я, в частности, ждала не только поздравлений, но ехала за идеями. Хотелось услышать из первых уст об образовательной политике государства. Но об этих важных вещах нам никто ничего не сообщил. Правда, министр образования объявил, что реализация приоритетного национального проекта «Образование» в стране продолжится и в следующем году расширится за счет вовлечения в него средних профессиональных учебных заведений.
Я в лицее работаю с 1973 года. На все происходящее в образовании у меня есть своя точка зрения и вопрос: куда мы плывем? Российское образование не может жить одним днем, как сегодня, у него должны быть перспектива и стратегия развития. Что же касается преподавания немецкого языка, то я считаю, что язык — это дар ребенку от Бога. Когда я вижу одаренных детей, то знаю, что их надо вести по жизни и помогать таланту. И моя цель одна — помочь изо всех сил, чтобы эти дети нашли свое место в жизни. В Москве я услышала цифру, которая меня поразила: студентам предложено только 10 процентов бесплатных мест в вузах, все остальное обучение — платное. Я горжусь тем, что все мои ребята учатся бесплатно и подтверждают хорошие знания. Пример сказанному — недавний разговор с мамой Данила Дресвянникова. Юноша закончил лицей, спортфак ВГГУ, в этом году поступил в Московскую академию физкультуры и сдал там немецкий на «отлично». А ведь прошло уже пять лет, как он ушел из школы. Вот какая языковая подготовка у человека, ради этого стоит работать.
При желании все возможно
Если бы еще родители повернулись лицом к немецкому языку. В городе 80 процентов детей изучают английский. А я постоянно спрашиваю: «Почему?» У нас нет языковой среды, в Слободском не говорят ни на английском, ни на немецком. Поэтому без разницы, какой язык изучает ребенок в школе. Язык развивает молодого человека вообще. А если связывать с языком будущее, то с немецким пробиться намного проще: во-первых, не такая большая конкуренция, а во-вторых, по информации Президента В. Путина, 350 немецких фирм работают на российском рынке. Так что устроиться при желании можно.
В нашем городе работает очень сильный коллектив преподавателей немецкого языка. Это Н.А. Мурина, Л.Г. Морозова, Г.И. Азанова, Л.И. Перминова, В.Н. Васильевых, И.Ю. Сухотина, И.В. Донских. Эти люди в центре всех профессиональных событий и новинок, постоянно встречаются на семинарах с представителями Гете-института. Они прекрасно развивают ребенка средствами языка. Посмотрите таблицу областных олимпиад — призовые места слободские ученики привозят как раз с немецкого.
Считаю, что в наступающем году наши учителя вновь достойно представят Слободской в конкурсе на грант Президента: педагогов с высоким уровнем профессионализма в городе много.
Записала Н. Мокерова.
Фото из архива лицея №9.
«Слободские куранты»