Тратить деньги – целая наука
6 декабря среднюю школу д. Шихово посетило много гостей. Здесь проходил областной семинар, на котором педагогам были представлены первые результаты деятельности учреждения по повышению финансовой грамотности обучающихся. В 2017 году это учебное заведение стало одной из 212 пилотных школ России по данному направлению, а с января 2018-го является региональной инновационной площадкой Института развития образования Кировской области.
«Находимся в тренде»
«Мы также являемся пилотной школой и для кировского отделения Центробанка России, у нас с ними заключено соглашение. Летом в нашем образовательном учреждении работал профильный летний лагерь, в проведении которого банкиры принимали активное участие, – рассказал «СК» директор Шиховской школы А.Н. Хохряков. – Но открытое мероприятие регионального уровня проходит у нас впервые. Это замечательно, что наконец-то в нашей стране озаботились проблемой обучения жителей финансовой грамотности. Ведь, на мой взгляд, это умение, прежде всего, не зарабатывать, а тратить деньги, мы должны жить по доходам. Практика же показывает, что у населения таких знаний нет. В нашей школе курс «Основы финансовой грамотности» ведется с начального звена, но в основном элективно, т.е. по выбору. Возможно, после обкатки этот предмет будет введен в стране повсеместно».
«Еще в сентябре прошлого года в России была принята стратегия повышения финансовой грамотности, причем не только школьников, но и студентов средне-специальных и высших учебных заведений, работающего населения, людей пенсионного и предпенсионного возраста, – поведала старший преподаватель кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области Т.Ю. Еремина. – Так что тема этой региональной инновационной площадки: развитие финансовой грамотности обучающихся – находится в тренде не только общефедеральных, но и международных тенденций. Сегодняшнее мероприятие важное и значимое потому, что помимо слушателей курсов повышения квалификации нашего института в семинаре участвуют представители и других образовательных организаций, которые являются опорными для Центробанка РФ и апробируют в своей деятельности учебник «Основы финансовой грамотности». Все они являются базовыми по финансовой грамотности и для нашего ИРО: это кировские экономико-правовой и физико-математический лицеи, школа № 57 г. Кирова, а также школа им. Десяткова из Белой Холуницы. Курс общий для всех пилотных школ, но в каждом учебном заведении его реализуют по-своему, везде имеется свое углубление. Так что нам есть чему поучиться друг у друга».
Здесь есть чему поучиться
Посетив открытые уроки шиховских преподавателей, гости убедились: педагоги этой сельской школы за короткий срок достигли замечательных результатов. Уже с начальных классов ребятишки начинают осознавать, что считать все, в том числе и деньги, очень полезно. В среднем звене они способны свободно рассуждать о том, что такое карманные деньги, каким образом можно их заработать и куда потратить. Старшеклассники же и вовсе владеют сложной экономической терминологией и могут не только решать простые и не очень задачи вроде тех, куда выгоднее вложить капитал, чтобы получить наибольшую прибыль, но и сами ведут мастер-классы по экономике на различных мероприятиях. Гостям показали занятия как по учебным предметам, так и по внеурочной деятельности. И на каждом из них заявленная тема развивалась так стремительно, что действо захватывало всех – и детей, и пришедших на урок взрослых. За 45 минут ребята, например, успевали поработать самостоятельно, в парах, в группах или, помимо изучения экономических вопросов, посмотреть и обсудить наполненный глубоким смыслом видеоролик, написать письмо родителям с благодарностью за предоставляемые карманные деньги и т.д.
Очень насыщенными оказались и мастер-классы, на которых по кругу успели побывать все гости. На одном из них сотрудники Центробанка подробно рассказали детям и взрослым, как отличить подлинные денежные купюры от фальшивок. На другом участникам семинара показали настоящие меха, предоставленные социальным партнером школы – зверохозяйством «Вятка», научили высчитывать площадь шкурок и, исходя из этого, стоимость сшитой из них шубы, а также способы возможного ее удешевления. Но, пожалуй, самым интересным оказался еще один мастер-класс, на котором девятиклассники презентовали педагогам финансово-интеллектуальную игру «Дебаты», научили сражаться в нее. Буквально за пять минут подготовки учителя одной команды, совершенно не знакомые прежде с этим действом, уже яростно отстаивали необходимость существования микрофинансовых организаций в нашей стране, участники другой, напротив, доказывали их вред. При этом гости настолько прониклись темой, с ходу задавали соперникам каверзные вопросы, грамотно выстраивали свою речь, что со стороны казалось: их выступления заранее отрепетированы. Хотя на самом деле все происходило совершенно спонтанно.
Все эмоции педагогов, посетивших в тот день занятия шиховских преподавателей, читались на лицах. Они реально плакали на одних уроках, тянули руки на других, восхищались детьми и преподавателями на третьих. В конце встречи все как один признавались: это далеко не уровень сельской школы, представленные занятия достойны и кировских лицеев. После классного часа по теме «Карманные деньги», проведенного учителем И.А. Устюговой в 7-ом классе, у восторженных педагогов был лишь один вопрос: «Вы тоже учитель обществознания?» Но оказалось, что Ирина Александровна преподает совсем не профильные предметы: физкультуру, музыку и ИЗО.
«Мы загорелись темой»
«Когда в нашей школе только вводился курс финансовой грамотности, я думала, что это сложно и так далеко от меня, – призналась И.А. Устюгова. – Но когда загораешься темой, это оказывается так интересно, открываешь для себя столько нового и полезного. Современным детям финансовая грамотность очень нужна, они шагают на голову вперед старших поколений. Поэтому их надо направлять, чтобы, как минимум, учащиеся действовали в рамках закона. У меня семиклассники, но среди них уже есть те, кто сам зарабатывает деньги. Вот выступал с презентацией Дима Торкунов, он зарабатывает средства через Интернет. Целую группу наших ребят пригласили в Киров проводить в качестве подработки мастер-классы в открывающемся Спидкубинге – занятиях по сборке кубика Рубика разных модификаций. Ведь наши дети в этом деле уже профессионалы, целыми днями крутят такие головоломки».
«Главная цель сегодняшнего семинара – познакомить педагогов с нашим, пусть пока небольшим, опытом работы в сфере финансового просвещения, – говорит руководитель инновационной площадки, учитель истории и обществознания Шиховской школы, завуч А.Н. Виноградова. – Кто как не школа должен воспитывать это в ребенке с самого детства? Прежде, когда учащиеся выходили в большую жизнь, они совершали финансовые ошибки и учились на собственном опыте. Сейчас образование позволяет изучить эти ошибки до того, как дети вступят во взрослую действительность. У нас ученики уже сами генерируют идеи: что можно еще сделать для того, чтобы люди вокруг стали более экономически подкованными. Например, с января на базе нашей школы открываются специальные занятия для пожилых людей деревни Шихово. Старшеклассники в рамках курса «Волонтеры финансового просвещения» будут учить бабушек и дедушек, как нужно себя вести, чтобы не попасться на уловки мошенников. Так что на месте мы не стоим, будем расти и дальше».
Наталья ВАЧЕВСКИХ.
Фото автора.