Танцы – на завтрак, танцы – на обед
Ни один общегородской праздник не обходится без танцевальных номеров. И вот уже многие годы на переднем плане сцены самый пластичный и эмоциональный слободской танцор-мужчина — С.И. Сырчин. Несмотря на то, что Сергею Ивановичу 65 лет, он до сих пор может дать фору молодежи.
Заводской паренёк
С детства Сергей, уроженец г. Кирова, считал, что у него одна дорога — на станкостроительный завод «Металлист». Ведь здесь в нескольких поколениях трудилась вся его родня. Не удивительно, что после окончания восьмилетки 15-летний юноша пришел работать на это же предприятие. Уже через пару месяцев трудовой деятельности молодого и энергичного парня привлекли к внутризаводской самодеятельности, которая в советские годы процветала во всех организациях. Тут и выяснилось, что Сергей — прирожденный танцор. Он быстро схватывал все, что ему показывали наставники, и уже через год занятий стал танцевать просто превосходно. Руководство завода его за это ценило — защищать честь предприятия на сцене в те времена было не менее почетно, чем у станка.
В армии, во время службы в погранвойсках на границе с Китаем, Сергей Иванович окончательно понял, что он — человек искусства. Ведь из двух тысяч новобранцев его в числе пятерых отобрали для армейских плясок — самодеятельность тогда широко развивалась и в войсковых частях. Много десятилетий спустя, исполняя на сцене веселые частушки, он так с юмором расскажет зрителям про свою совсем нелегкую службу:
На границе я служил —
Всю плясал дорогу.
До сих пор китайцы помнят
Сырчина Серёгу!
Вот новый поворот
Вернувшись после армии на родной завод, С.И. Сырчин отработал на этом предприятии еще два года. Казалось бы, у молодого человека было все, о чем он мог мечтать: уважение начальства и коллектива, постоянные выступления на сцене, которые к тому же хорошо оплачивались. Но Сергей Иванович, влюбленный в танцы, не побоялся круто изменить свою жизнь, и в 1974 году поступил на хореографическое отделение Кировского культпросветучилища. Молодого мужчину не смутило даже то, что после заводской зарплаты в 200-250 рублей, позволявшей в то время жить безбедно, он стал получать нищенскую стипендию в 30 «деревянных».
И сегодня наш герой искренне признается, что о том резком повороте ничуть не жалеет. Ведь в учебном заведении, которое сейчас именуется Вятский колледж культуры, его преподавателями были очень сильные педагоги. Именно там Сырчин прошел отличную хореографическую школу и при выборе специализации окончательно понял, что его сердце принадлежит народному танцу.
«Коленца, закладки, хлопушки, присядки, крутки, дроби — в народном танце есть столько сложнейших элементов, что любой, кто освоит их все, может считать себя не просто артистом, а настоящим мастером спорта, — уверен Сергей Иванович. — И, соглашаясь с некоторыми известными профессионалами, я бы сказал, что русский народный танец — самый сложный из всех. Наш Президент В.В. Путин правильно сделал, что решил возродить нормы ГТО. Но кроме физической формы целых два поколения российской молодежи, на мой взгляд, потеряли еще и свою культуру. Поэтому возрождать в стране надо всю физкультуру в целом. Не зря же в царской России обучение детей начинали с музыки, песен, танцев, т.е. с культурного образования, и только потом переходили к изучению наук. Станет ли кто из детей ученым, еще не известно, но музыкальный слух, умение музицировать, прямая осанка, сила и выносливость при таком подходе навсегда останутся с человеком».
Ветеран культурного труда
Если бы после окончания училища С.И. Сырчин попал на работу в любой муниципальный Дом культуры или даже сельский клуб, сегодня он имел бы немало вполне заслуженных званий и наград, уверены все его коллеги. Но с 1977 по 2011 годы этот специалист, имея диплом по специальности «клубный работник», 34 года подряд отработал на одном месте — в клуб слободского фанерного комбината «Красный якорь», руководил там танцевальным коллективом. Какая огромная культурная работа кипела на предприятии в те годы! Как на многих других советских фабриках и заводах, здесь проходили грандиозные смотры художественной самодеятельности, был не только свой танцевальный, но и хоровой коллектив, эстрадный ансамбль, духовой оркестр. После внутрицеховых смотров фанерщики, в том числе под руководством Сырчина, выходили сначала на городской, а затем и на областной уровень. Самодеятельное творчество было столь развито, что номера в исполнении простых слободских рабочих не стыдно было показать даже в Москве, что периодически случалось.
Все закончилось с началом перестройки, без поддержки высшего руководства самодеятельность в стране начала угасать. Чтобы прокормить семью, многим работникам культуры пришлось искать приработок на стороне. Именно в это время Сергея Ивановича как профессионального хореографа узнал весь район. Стулово, Шихово, Вахруши, Светозарево…, проще сказать, где он не трудился на подработках, его приглашали везде. А еще Сырчин — многократный лауреат городского и областных конкурсов частушечников и юмористов. Он и сегодня, несмотря на пенсионный возраст, продолжает радовать зрителя: выступает в танцевальном коллективе «Вечорка» ЦКР «Паруса», поет частушки, ставит танцы для разных хоров и ансамблей как хореограф.
«Этот человек очень талантлив в своем деле, но для меня важно, что Сергей Иванович может работать с хорами, — рассказывает известный слободской музыкант Ю.А. Вахрушев. — Ведь сегодня любой хоровой коллектив на сцене должен не просто стоять: певцам надо где-то пройтись, где-то рукой повести, голову в одно время повернуть. Профессионалов, которые могут придумать весь этот рисунок, так называемые разводки, осталось очень мало. Сырчин же делает это легко и красиво. Кроме того, он зажигательный человек, работает весело, с улыбочкой, задорно, и потому все тянутся за ним, как за огоньком. Он всегда готов помочь всем. Я не помню ни одного случая, чтобы Сергей Иванович на кого-то обиделся, кого-то подвел — порядочность у него в крови. Очень хотелось бы, чтобы такой профессионал подольше оставался в строю».
Как создать шедевр?
Создать новый танец, как и любое произведение искусства, — задача не из простых. Но Сергею Ивановичу за свою жизнь довелось придумать их сотни: лирические и задорные, массовые и сольные, сюжетные и со сложными орнаментами. «Процесс работы над танцем круглосуточный, — признается С.И. Сырчин. — А все самое интересное придумано во сне. Сколько раз, обдумывая сутками какую-то композицию, вдруг вскакиваешь посреди ночи и понимаешь — вот оно, нашел, надо срочно записать! Для характерных танцев важно подобрать подходящий типаж. Как правило, беру их из народа: вот две болтушки стоят на улице и разговаривают целый час, вот фифочка вышла из подъезда. Главное, чтобы потом артисты верно эмоционально изобразили задуманного тобой героя. Если же танец массовый, то требуется множество хореографических рисунков, орнаментов, переходов. Представить их объемно очень помогают… шахматы. Это прекрасная игра, которая заставляет человека концентрироваться, шевелить мозгами и продумывать все на 2-3 хода вперед. Увлекаюсь ею давно, имею первый взрослый разряд и даже как-то становился победителем городского чемпионата по шахматам.
Могу узнать любого слободского хореографа по поставленному им танцу, ведь у каждого специалиста есть свой почерк, основные элементы. Сам же перед выходом на сцену до сих пор волнуюсь, несмотря на многолетний опыт. Но стоит только ступить на подмостки и сделать пару па, все встает на свои места».
Танцуй, пока молодой, мальчик!
Сегодня по всей нашей стране наблюдается настоящий дефицит мужского танца. Что не удивительно: мужчин-хореографов, способных придумать сложную партию для сильного пола, в России остается все меньше. В Кировской области в настоящее время их насчитывается меньше десятка. С.И. Сырчин, имеющий еще советскую закалку, прочную школу и серьезный опыт, очень ценится среди них. Да и взрослых танцоров-мужчин в Слободском также можно пересчитать по пальцам. Среди детских хореографических коллективов с мальчиками работает только «Акварель».
«На сегодняшний день в нашем ансамбле занимаются около 50 мальчишек — от малышей до старшеклассников, в среднем на каждого из них приходится по две девочки, — рассказала руководитель образцового хореографического ансамбля «Акварель» Е.В. Перкова. — Работу в коллективе я изначально строила с расчетом и на тех, и на других. Это приносит дополнительные трудности, ведь если мальчик появился на сцене, он должен исполнить свою, мужскую, партию. Первым ребятам, занимавшимся у нас, было психологически очень тяжело. Ровесники зачастую поднимали их на смех: все после уроков пошли в секции футбола, хоккея, бокса, а они с чешками — танцевать. И до сих пор некоторым моим воспитанникам, особенно в подростковом возрасте, приходится выдерживать в школах настоящий прессинг. В итоге в коллективе при поддержке родителей остаются только самые стойкие из них. Сегодняшним нашим малышам проще — перед ними есть пример старших. Всех своих парней мы очень любим и ценим! И как только ребята взрослеют, они начинают понимать, что ими любуются на сцене и танцевать — это здорово. Куда бы мы ни ездили по стране, все хореографы завидуют нашему мужскому составу, ведь с ним коллектив на сцене смотрится совсем по-другому.
Занимался в свое время с мальчишками «Акварели» и С.И. Сыр-чин. Этот специалист относится к тому поколению хореографов, которые никогда не работают, как у нас, танцоров, говорят, в полноги. На занятии он всегда в рабочей форме, в рабочей обуви, и покажет любое движение с полной выкладкой столько раз, сколько это потребуется. Немного людей продолжают танцевать в его возрасте. Но Сергей Иванович всю жизнь держит себя в прекрасной физической форме».
«Сегодня культуру надо поднимать с низов, — уверен С.И. Сыр-чин. — Ведь и сам русский танец вышел из деревни. У молодежи же сегодня совершенно отбили охоту от всего народного. В училищах культуры на хореографических отделениях учатся юноши, но их очень мало. Да и те, получив диплом, зачастую предпочитают показывать свое искусство в ночных клубах, чем получать копейки за работу в сельских ДК. Я считаю, танцам, особенно парней, надо учить буквально со школы, с детского сада, иначе той пластики, той раскрепощенности, которая требуется в хореографии, у них уже не будет. Всех родителей призываю: если вы видите у своего сына задатки любого вида искусства — танцев, музыки, пения, театрального дела — обязательно поддерживайте это, приводите мальчишек в кружки. Уверен, только так сможет возродиться русская культура.
Сегодня я мечтаю только об одном: чтобы в Слободском, как и положено, появилась преемственность между детскими и взрослыми танцевальными коллективами, особенно в отношении парнишек. Для меня лично танцы — это вся моя жизнь. И пока я живу, буду выходить на сцену, чтобы дарить радость зрителям!»
Наталья ВАЧЕВСКИХ.
Фото из архива «СК».