«Пусть история нас рассудит»
Такими словами завершил свое приветствие участников конференции, посвященной истории г.Слободского, генеральный директор ОАО «Слободской машиностроительный завод» В.Н. Забарный. Впервые в преддверии 510-летнего юбилея города историческая конференция прошла при поддержке горадминистрации на площадке промышленного предприятия — одного из старейших заводов России, который готовится отметить свое 300-летие.
В работе конференции приняли участие свыше 50-ти человек: музейные и педагогические работники, представители учреждений культуры и духовенства нашего города. Вел конференцию глава города Е.А. Рычков. Со своими версиями на темы ранней истории Вятки и города Слободского выступили слободские и кирово-чепецкие краеведы, а также кировчане А.Л. Рашковский и С.В. Ухов. Священнослужители Сергий Пентин и Евгений Смирнов рассказали об истории слободских монастырей. В этой публикации предлагаем вниманию читателей «СК» выдержки из некоторых выступлений — в основном, касающихся нашего города.
Конференцию открыл доктор исторических наук, профессор Удмуртского государственного университета Л.Д. Макаров:
«Вопрос о ранней истории г.Слободского многие годы не дает покоя историкам и краеведам. Главным остается вопрос о дате его образования. 20 лет назад ответ на него попытался дать кировский ученый В.В. Низов. Он тщательно проанализировал источники и указал на значительный разброс дат под пером разных авторов — от первой половины XIV века до середины XVI века. Также В.В. Низов, изучив устные предания о деятельности епископа Стефана Пермского на Вятке, выдвинул предположение о закладке им в 1396 году часовни в основанной устюжанами незадолго до этого Верхней Слободе, вошедшей в состав Пермской епархии. Понятно, что предания историческим источником назвать сложно, но есть основания некоторым из них доверять. Об этом говорит и мой опыт археолога. В 1984 году под моим руководством на территории Слободского кремля (городища) Камско-Вятская экспедиция провела рекогносцировочные раскопки, в 1987-м я вновь побывал в Слободском. А в 1993-м сотрудники Кировского объединенного музея вели охранные наблюдения за земляными работами при прокладке траншеи на ул.Володарского. В итоге мне удалось установить, что в истории укреплений Слободского кремля насчитывается 8 периодов. Самый ранний слой говорит о том, что изначально здесь поселения не было, сразу же стали строиться укрепления, был выкопан ров, как и полагалось при строительстве древнерусских крепостей. Найденные обломки архаичной полулепной посуды датируются XI-XIII веками. Город надо исследовать дальше, он хранит много тайн. Вал, где стоял Слободской кремль, надо музифицировать. Обращаюсь к руководству города с просьбой поберечь этот объект, так как он важен и для определения более точной даты основания города, и для туризма».
Краевед С.А. Пленкин, г.Слободской:
«Основание Слободы было положено вел. кн. Владимирским Андреем Боголюбским. С первых дней своего правления его главной целью был захват торговых путей и опорных пунктов Камских Булгар в междуречье Чепцы, Верхней Вятки и Камы, а также рек, впадающих в нее.
Операция началась в начале лета 1174 года. Разными водными путями были отправлены два отряда -один, состоявший из новгородцев, второй — владимиро-суздальский. Весной первый отряд новгородцев взял крепость булгар, которая находилась на вершине Чуршина городища, и соединившись с владимиро-суздальским отрядом, основали, как писал Владимирский-Буданов: «…крепость-поселение на правом берегу р.Вятки, на высокой горе, близь впадения в нее р.Хлыновицы (нынешняя р.Б. Холуница), очень богатой железом», и построили в ней церковь «…во имя победоносца Георгия». В настоящее время это деревня Родионовы.
Новгородцы, совместно с частью владимирцев, отошли ниже Чуршина городища по реке 12 верст и основали г.Микулицын, речка, протекающая рядом была названа Рубежица, земли вниз от которой по р.Вятке в XIV-XV вв. принадлежали нижегородско-суздальским князьям. Этот городок защитил будущие «селитьбы» от нападения снизу по р.Вятке.
Выше Родионовского городища по реке была основана Слобода, будущий город Слободск, располагавшийся на мысу и имевший для защиты от нападения более выгодные, по сравнению с Родионовским городищем, особенности рельефа. Город был местом торговли и обмена товаров на меха с местными инородцами, а также главной крепостью, служившей впоследствии убежищем для жителей окружающих сел и деревень. Также ниже устья р.Летки, в трех верстах был основан городок, будущий Шестаков, ставший на страже от нападения с верховьев Вятки и Летки.
Таким образом, была заложена основа Вятской провинции, со своей выборной администрацией, но под управлением великого князя, его представителей. Дата взятия крепости булгар могла быть и не отмечена в летописях, а 24 июля 1181 года, день Бориса и Глеба, — наверняка, и А.И. Вештомов, автор «Истории вятчан…», не зря к ней подводит, т.к. это, судя по всему, дата прибытия великокняжеского представителя и духовенства на Вятскую землю, освящение церквей и официальное признание новообразованной области, владения великих князей Владимирских, а впоследствии Тверских — от верховьев р.Вятки до Микулицкого городка, под общим названием «Вятка».
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что официальная дата основания г. Слободска (а это название города никто не отменял) — 24 июля 1181 года!»
Краевед-исследователь С.П. Серкин, г.Слободской:
«В качестве отправной точки своего исследования я использовал топонимику окрестностей Подчуршинского городища. Это городище имеет полное право претендовать на первоначальный центр Вятской земли.
Так, в середине IX в. на берегах р.Вятки на какой-то кратковременный период останавливались племена угров, шедшие из-за Урала в центральную Европу. После угров пришли булгары, под протекторатом которых
Вятская земля находилась до конца XIV в. Затем власть на Вятке оказалась в руках тюркских князей-кыпчаков до конца XV в.
К сожалению, за бортом официальной истории оказался большой пласт информации, касающейся тюркского этноса и его доминирующей роли в древней истории Вятского края. К примеру, исследователи до сих пор не обратили должного внимания на строки памятников письменности Вятского края XVII-XVIII вв. «Вятский времянник» и «Летописец старых лет» о взятии Вятки в 1489 г., в которых фигурируют плененные Вятские татарские князья. В условиях того времени, при близком нахождении Казанского царства, они являлись первыми лицами на Вятке. На вторых ролях, в подчинении у русских воевод на Вятке, они в то время быть не могли. Только после вхождения Вятской земли в состав Московского государства татарские князья стали находиться в подчинении у русских воевод.
Факт пленения Вятских татарских князей свидетельствует, что на Вятке до присоединения ее к московским землям существовало опричное княжество Нукрат (Нократ, Нограт).
В настоящее время в обществе уже назрел момент востребования научно-аргументированной историографии древнего периода Вятского края.
Необходимо кратко сказать об информации, касающейся времени возникновения булгарского города Нукрат, на месте которого ныне располагается г.Слободской.
Сообщение об этом имеется в булгарской летописи «Джагфар тарихы» («История Джагфара»). «Сведения о городах, мензелях и дорогах Болгарской державы» Мусы ибн Халиля в ней сообщают, что на месте мензеля, то есть дорожной станции с постоялым двором, называвшегося Ботук, в 866 году был основан город Колын, который булгары называли Нукрат, а русские позднее назвали Хлынов.
Считаю, что под баликом Нукрат понимается именно Чуршинское городище, так как булгарская летопись сообщает, что новый город Колын или Нукрат был заложен возле балика Нукрат, то есть недалеко, то можно понять, что ближайшим местом древнего городского поселения было как раз то место, где ныне находится г.Слободской. Старинные карты также свидетельствуют, что центральный город Вятской земли г.Вятка находился в начале XVI в. на месте г.Слободского. Именно к нему шла из Сибири дорога и недалеко от него находился тюркский город Карино.
Подтвердить достоверность 865-летия со времени возникновения первого булгарского населенного пункта на месте г.Слободского можно лишь комплексными исследованиями центральной части г.Слободского и Подчуршинского городища Первомайского микрорайона».
Народный историк Е.А. Харин, г.Слободской:
«История Вятки начинается 3 тысячи лет назад – археологи меня поддержат. И при этом резкой смены проживающего населения здесь никогда не было. Приходили, конечно, и новые люди, но и прежнее население сохранялось — они уживались, смешивались, формировалась особая вятская народность, которая, думаю, существует до сих пор. Археология I тысячелетия н.э. свидетельствует о развитом производстве металлов на берегах Вятки и Камы. Отсюда далеко на запад и восток распространялись бронзовые украшения и амулеты Пермского звериного стиля и серебряные гривны Глазовского типа Чепецкой археологической культуры, а также Неволинские пояса. На Вятке и верхней Каме были найдены самые ранние в Восточной Европе клады арабского и Сасанидского серебра, монеты и художественные вещи V-VIII веков.
Важным событием в истории нашей земли стало появление в конце XII века на Волге выше Казани выходцев с Галицкого княжества — берладников — военизированного сообщества во главе с князем-изгоем. Покинуть родину их заставило поражение в борьбе за власть с Киевскими князьями и преследование за приверженность старославянскому язычеству. Часть их в 1181 году ушла вверх по Каме и далее на Вятку. Другая часть бежала от карательного рейда булгар вверх по Ветлуге также на Вятку. Эти события искаженно отражены в Сказании о вятчанах.
В XV веке Вятская волость временами попадала в зависимость от Казанского царства, но в 1459 и 1478 годах возвращалась под власть Московского князя. Микулицкая (Слободская) волость и соседняя с ней Арская земля (Ка-рино и бассейн Чепцы) оставались непокоренными. Именно сюда в 1489 году был предпринят известный поход огромного московского войска, в результате которого была ликвидирована независимость слобожан и арян. Остатки вольностей сохранялись здесь до середины XVI века, времени окончательной победы над Казанью.
Древний вятский город Кошкаров («кош» — военный лагерь, стан, собрание) мною отождествлен со Слободским городом. Слободой, помимо прочего, в XV-XVI веках звали территорию с группой поселений, освобожденных от налогов и повинностей. На Вятке это была Микулицкая волость, верхний по реке город, который получил в московских документах имя Слободской городок верхний. Старое казачье название постепенно было забыто. Но и сегодня в Слободском встречается фамилия Кошкарев, а также топонимы типа Кошкари. Сказанное дает некоторые основания начать историю города Слободского от упомянутого в документах под 1181 годом Кошкарова».
Краевед Т.Р. Редькина, г.Кирово-Чепецк:
«Работая над уточнением даты основания Слободского машиностроительного завода, я проанализировала общеизвестные в истории поиска меди и литейного производства в России факты. Некоторые из них косвенно подтверждают, что в Слободском работало казенное предприятие, которое отливало пушки и было стратегически важным для страны. Пушки отливались из меди, которую привозили с рудников Кунгурского уезда. Вполне возможно, что в окрестностях Слободского были и свои самородные серебро и медь, и даже новгородское серебро может иметь слободское происхождение.
В опубликованной переписке наместника Вятской губернии Шереметьева есть фраза: «Особенно прошу вас почаще на мой слободской двор ездить». Дворами в то время называли пушкарские дворы, где лили военное вооружение и колокола. И в 1609 г. в Слободском такой двор уже был. Факты подтверждают, что уже в 1540 г. в Слободском работало казенное предприятие по производству артиллерийского оружия, корни которого уходят в 1490-е годы. Об этом говорит герб г.Слободского, на котором изображены не верши, а пушки. А также вятская печать 1491 г., на которой Иван III утвердил лук и стрелы, означавшие артиллерию. Вполне реально, что этой печатью Иван III подтвердил, что он открыл предприятие на Вятке.
В постпетровскую эпоху, с открытием новых месторождений и строительством новых заводов, о нашем провинциальным предприятии благополучно забыли. Оно перешло в статус частного и стало заниматься только отливкой колоколов.
Считаю, что нужно настойчиво работать над возвращением исторического прошлого завода и города в целом. Историю города должны изучать даже не историки, а местные краеведы, которые живут на этой земле».
Подводя итоги конференции, глава города Е.А. Рычков подчеркнул: «Получилось интересное мероприятие, где докладчики высказали свои точки зрения на историю Вятской земли и города Слободского. По материалам конференции будет издан сборник, который станет хорошим подарком к юбилею города. Хотя, если отправной точкой летоисчисления г.Слободского взять даты, прозвучавшие в докладах, то мы имеем возможность отметить уже 1150-летие Слободского. Благодарю всех за любовь к малой родине, вятскому краю, России».
Надежда МОКЕРОВА.
Фото Евгения Гущина.