Почему некоторые жители Вятского наместничества жили более 117 лет?
Случилось так, что взгляды двух слободских краеведов, С.А. Пленкина и С.П. Серкина, занимающихся изучением истории нашего города, недавно сошлись на необычной теме. Они оба, не сговариваясь, почти одновременно в разных источниках обнаружили факты долгожительства наших предков, обитавших на слободской земле в XVII-XVIII веках.
В частности, С.А. Пленкин подчеркнул: «До сих пор считается, что в средние века продолжительность жизни человека была невелика — низшие слои населения: ремесленники и крестьяне, занятые тяжелым трудом, — не доживали и до 50 лет. Но так ли это на самом деле? Рассмотрим город Слободской и уезд. Стоит отметить, у слобожан было одно важное преимущество перед жителями центральных районов России — здесь не было крепостного права. По данным переписи 1710 года по Сибирской губернии, в которую входили Вятский пригород и Слободской уезд, в Переписной книге стольника Степана Даниловича Траханиотова я обнаружил достаточно много фактов долгожительства — до 80 и более лет — людей, населявших слободскую землю. Некоторые из них просто изумили. К примеру, по Совьинской волости имеется следующая запись: «Михайло Прокопьев сын Лопаткин 100 лет, у него жена Оксинья Фомина дочь 55 лет, у них дети сын Афонасий 20 лет, Тимофей 12 лет». А в Верховском тягловом стане проживал Аника Васильев сын Глыбов 80 лет, у него дочь Татьяна 9 лет. Да, были в старину слобожане, которые и жили долго, и в весьма зрелом возрасте рожали детей. Последних было много, особенно в сельской местности».
Продолжая тему, С.П. Серкин представил в редакцию «СК» отрывок из дневниковых записей Н.Я. Озерецковского «Путешествие по России 1782-1783 годов», изданных в 1996 г. в санкт-петербургском издательстве «Лики России». Этот русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук, Российской Академии пишет: «Июля 22-го дня, пятница. Обедали у наместника, которой по нашей прозьбе обещал нам доставить подробное по обеим наместничествам — Нижненовгородскому и Вятскому, под его ведением состоящим, описание. Причем уведомил нас — и что в самом деле заслуживает особенное внимание — понеже он получает каждой год рапорт о числе в течении года умерших и каких они точно лет жизнь прекратили, то в Нижненовгородском наместничестве находится по списку каждой год более 15 человек, которые имели за сто лет от роду, а в Вятском до 60 человек, имеющих более 117 лет от роду. Из чего нельзя иначе заключить как, что климат в сих двух наместничествах весьма хорош, а наипаче в последнем. Может также статься, что сие произходит от образа их жизни, а может, и от пищи, ими употребляемой».
Последнее утверждение подкрепляется раритетной вещью из посудного шкафа Николая Дмитриевича и Афанасии Андреевны Устюжаниновых — прадедов автора этой публикации, проживавших в середине прошлого века в д.Пивоваровы Стуловского сельсовета. Это глиняная тарелка, покрытая зеленой глазурью (на снимке). По ее краю выгравирован секрет долголетия: «Наши деды ели-пили просто, а жили лет по сто». Судя по «ерам» и «ятям» в надписи, тарелка досталась им в наследство от еще ранее живших родственников — представителей крестьянского мира прошлых столетий.
В пору интернет-технологий мы даже не пытаемся представить себе бытность тех поколений — обязательность труда, когда из года в год веками продолжались запряженные цугом то посевная, то покос, то уборочная страда, то строительство починков в диких лесах-раменьях. А также отсутствие в сельской глубинке дорогих яств и разносолов. Однако по рецептам блюд из русской печи, многие из которых и сегодня сохранились у бабушек в деревнях, можно судить о качестве пищи наших предков-долгожителей. Картофельница и капустные щи, каша и окрошка, шаньги и рыбники разных видов, паренка и роща из проросшего зерна давали нашим предкам силы год за годом тянуть свой жизненный воз.
Как считает автор «Книги вятских родов», современный вятский краевед В.А. Старостин, «Вятка — всему богатству матка». И впрямь, земли Кировской области могут прокормить 5 миллионов человек, а 500 тысяч возвратившихся из разных весей на малую родину вятских выходцев смогут и сегодня избавиться на лоне местной природы от усталостей и болезней, стресса и суеты, отдохнуть от бешеного ритма цивилизации на родных просторах, попить воды из родника, который давал силы их предкам. Тем самым прибавив и себе нелишние годы жизни.
Надежда Мокерова.
Фото Евгения Гущина.