«Горбатое» чудо
Когда слобожанин Василий Николаевич Пахомов курсирует по родному городу на своем «горбатом» «Запорожце», мало кому из проезжающих рядом водителей и даже прохожих удается остаться равнодушным к его авто. Одни сворачивают голову, провожая малолитражку взглядом, другие показывают хозяину большой палец, третьи задают в лоб вопрос: «Где купил?» И такая реакция окружающих не удивительна. Ведь обычный ЗАЗ-965 1967 года выпуска стандартного голубого цвета бывший бизнесмен Василий превратил практически в машину своей мечты.
Желание сделать из «Запорожца» — самой простой советской машины — «конфетку» у 46-летнего Василия Николаевича появилось в 1998 году. Именно тогда в журнале «За рулем» наш герой случайно прочитал статью, которая, что называется, «зацепила». В ней один столичный житель рассказывал, как он «прокачал» своего «горбатого». «Он смог, а я что хуже?» -подумал тогда слобожанин и затаил в душе мечту повторить поступок москвича. Ждать подходящего случая пришлось целых 6 лет. Наконец в 2004 году в распоряжении Пахомова оказался настоящий «раритет» — гнилой «горбатый», от которого уцелели одни очертания. Но этого оказалось достаточно, чтобы мастер начал осуществлять задуманное в жизнь.
Как потом оказалось, для воплощения идеи на практике нашему герою потребовалось порядка 800 тысяч рублей и 8 лет чуть ли не ежедневного труда. Все эти годы мужчина проводил все свободное время в мастерской рядом со своим авто. Не жалея себя, Василий, техник-механик по профессии, медленно, но верно шел к цели. Корпус «Запорожца» ему пришлось восстанавливать, собирая и сваривая железо практически по кусочкам, как шубу опытному скорняку. Правда, в отличие от меховщиков, лекал для своей работы у мастера не было. Мотор слобожанин поставил на «горбатого» от «девятки», установил в машине два радиатора, электрические стеклоподъемники, сделал жестко подключаемый передний привод, поменял даже сторону открытия дверей, на которых сегодня нет ручек — отворяются с дистанционного пульта. Передний и задний бамперы в итоге оказались настоящей фантазией их создателя: за основу рационализатор взял запчасти от «десятки», но основательно переделал их, отрезая лишнее и спаивая по кусочкам так, как подсказывала дизайнерская мысль. Настоящим шедевром автора стали и воздухозаборники тюнингованного «Запорожца».
Само собой, полностью все перестроил под себя и осовременил хозяин и внутри машины: сделал кожаным салон, поменял руль, сиденья, приборную панель. Долго выбирал подходящий цвет, и в итоге остановился на «хамелеоне»: в пасмурную погоду автомобиль кажется ярко выраженным синим, а как только выглянет солнышко, становится фиолетовым с искрой. Сегодня любимое транспортное средство В.Н. Пахомова лишь внешне сохраняет прежние очертания, а практически все в нем — и снаружи, и внутри — хозяин смастерил собственными руками. Лишь две вещи при восстановлении машины Василий Николаевич доверил сделать профессионалам: покраску кузова и обтяжку салона. Специалисту, заглянувшему под капот этого ЗАЗа, останется разве что с завистью присвистнуть.
«Никогда не забуду первый день, когда я завел свою машину, — вспоминает наш герой. — Мой «горбатый» был еще без колес, от кузова — одно название, но установил двигатель и — чик, он завелся с полпинка. Вот было классное ощущение! Можно сказать, что тогда открылось второе дыхание. А вообще за 8 лет работы всякое бывало: порой летел в гараж как на крыльях, а в последние два года, когда большая часть работы осталась позади, приходилось и заставлять себя подходить к машине.
«Эгоист» — так я зову свой автомобиль. Ведь езжу на нем практически только я, хотя у жены и дочери тоже есть права. Транспортное средство стало настоящим членом нашей семьи — маленький, но гордый накаченный мужчинка, в котором вместо положенных по стандарту 23-х сегодня около 80-ти лошадиных сил. Эта машина у меня не единственная, но, поверьте, самая любимая — она для души.
Уже года два езжу на своем «Запорожце», наслаждаясь результатом. Но доработка отдельных деталей и подгонка узлов машины продолжаются до сих пор. Ведь что-то ставил, как тогда казалось, временно, на чем-то пришлось в свое время и сэкономить. Сейчас все постепенно стараюсь довести до совершенства. Если бы стал восстанавливать «горбатого» сейчас, скорее всего, у меня получилась бы совсем другая машина — вон сколько в настоящее время иномарок на разборках. Но тогда самыми ходовыми моделями были «восьмерки» и «девятки», они и послужили главными «донорами» для моего автомобиля».
Сегодня В.Н. Пахомов уверен, что «прокачка» «Запорожца» получилась у него не хуже, чем у жителя Москвы, о котором он когда-то прочитал в журнале «За рулем». Ведь тот парень даже красил свою машину сам, и с запчастями проблем в 90-е годы было еще больше. Потому работу москвича, судя по описанию самого автора и представленным им фотографиям, Василий оценивает на «четыре с минусом», свою — тоже на «четыре», но «с плюсом».
Казалось бы, в свое детище слобожанин вложил столько сил и средств, что не захочет расстаться с ним никогда. Однако, хорошо обдумав этот вопрос, хозяин авто все же резюмировал: «Предложат хорошую цену — отдам. Вот только как оценить 8 лет напряженного труда? Вряд ли найдется такой небедный человек, который сможет дать реальную оценку проведенной мной работе. А тем, кто считает, что отреставрировать любой старый автомобиль — пара пустяков, могу лишь бросить вызов: «Рискните! Или вам слабо?»
Наталья ВАЧЕВСКИХ.
Фото Евгения Гущина.