Маленькая школа больших талантов
За последние десять лет Светозаревская школа Слободского района регулярно попадает в рейтинги лучших образовательных учебных заведений не только вятского края, но и всей России. То она отличится в номинации «Школа с этнокультурным компонентом», то станет дипломантом конкурса по вопросам организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях, то ее признают лауреатом по внедрению инновационно-образовательных программ — перечислить все регалии этого учреждения непросто.
В 2013 году светозаревцы неожиданно даже для себя попали в двадцатку лучших сельских школ России по такому критерию как работа с одаренными детьми, а в 2014-м оказались включены уже в общий список двухсот лучших сельских школ, причем, единственные в Кировской области. Из восьми учеников, закончивших в прошлом учебном году 11 классов в Светозарево, трое стали медалистами. И в целом результаты ЕГЭ здесь выше среднеобластных. А уж своими победами на олимпиадах по различным предметам воспитанники этой школы прославились не только на районном, областном, но даже на всероссийском уровне. В чем же секрет успехов сельских ребятишек? Какова формула, по которой выращиваются дарования? Чтобы попытаться отыскать ответ на эти непростые вопросы, мы отправились в Светозарево.
…Обычная сельская школа, построенная почти 40 лет назад, в 1975 году. Рассчитанная на запас, на 320 мест, даже в лучшие времена она принимала в своих стенах по сто с небольшим ребятишек. Сегодня с 1 по 11 класс в Светозарево учатся лишь 37 учеников. Со всех сторон здесь веет духом настоящего патриотизма и национального колорита. На стене — флаг России, на видном месте гимн и лозунг «Россия — великая наша страна!». На первом этаже расположен стенд с фотографиями лучших учеников школы, в числе которых, считай, половина учащихся. На втором этаже – музей, в нем собрана история и села, и существовавшего здесь колхоза, и школы. Никаких евроремонтов и пластиковых окон: в бюджете на это денег нет, а с родителей тянуть финансы здесь не принято. Все просто, но со вкусом. Во время уроков тишина такая, что даже вахтеры переговариваются вполголоса, стараясь не мешать учебному процессу, во время перемены — лишь немногим оживленнее.
Мы не встретили в этом учебном заведении ни одного ученика, сидящего на перемене с сотовым телефоном, смартфоном или планшетом — картину, привычную сегодня для каждой городской школы. Создавалось впечатление, что, проехав по трассе 20 км, мы как будто отмотали ленту времени на 20 лет назад. Разгадка этого феномена оказалась до банальности простой: сотовая связь в Светозарево работает лишь местами, с Интернетом и вовсе туго — кое-где и кое-как. Но все это, на удивление, не мешает ребятам учиться, а, напротив, порой даже помогает — не дает затянуть местное подрастающее поколение в болото социальных сетей для бесполезного времяпровождения.
Как оказалось, медалисты в этой сельской средней школе и прежде бывали практически каждый год. Но в 2014 году их оказалось сразу трое: Кирилл Морданов, Дмитрий Щепин и Анастасия Люкина. Педагоги и сегодня очень гордятся этими ребятами. В настоящее время все они уже студенты вузов, причем, мальчишки поступили в престижные Московский и Санкт-Петербургский университеты даже без экзаменов, и все благодаря участию во всероссийской олимпиаде школьников. Дмитрий по такой дисциплине как «право» оказался в этом конкурсе победителем. Сейчас в школе подрастает еще одна «звездочка» — девятиклассница Дарья Батина. В прошлом учебном году эта девочка принимала участие в районных олимпиадах практически по всем школьным предметам и в итоге заработала на них 17 призовых мест.
Неоднократно светозаревские педагоги и руководители учебного заведения принимали у себя, выступали на выездных конференциях, рассказывая коллегам района и области о своем опыте работы с одаренными детьми. Однако повторить их успех пока никому не удалось. Видя достижения светозаревских ребят и поверив в то, что деревенские жители могут многого достичь, в эту сельскую школу потянулись ребята из Карино. Сегодня их ездит оттуда ежедневно полная «Газель» — 14 человек, причем, не только из старших, но даже из начальных классов. Учатся здесь несколько подростков и из Рогового, Закаринья.
«Наверно, атмосфера у нас благоприятная, — признается директор Светозаревской средней школы В.Л. Соловьев. И коллектив хороший: из 9 учителей 5 с высшей категорией, 4 с первой, у всех большой педагогический стаж. Поскольку ребят мало, работа ведется практически индивидуально. Все друг друга знают, учителя в курсе, в каких условиях живут ученики, что можно требовать от каждого. Считаю, что дети везде одинаковые и таланты есть у каждого из них. Надо только разглядеть эти возможности и начать их развивать. У нас такая работа ведется еще с начальной школы. Наш единственный учитель начальных классов Елена Викторовна Тимшина очень опытная и прекрасно справляется с непростой функцией — научить детей учиться. Передавая своих малышей из рук в руки педагогам среднего звена, она уже знает возможности каждого из учеников, их сильные и слабые стороны и делится накопленной информацией с коллегами. Стремление развить таланты каждого школьника затем подхватывают другие наши учителя. Дальше все зависит уже от самих ребят: будет желание учиться — научим, не захочет — не заставит никто. Нагрузка практически у всех наших педагогов очень большая, по 30-35 часов. Порой учителя сидят в школе до вечера, готовя ребят к конкурсам и олимпиадам. Но никто не ропщет на это и не требует доплаты за сверхурочные часы».
«Мы действительно тратим на ребят немало личного времени, — говорит учитель английского языка, истории и обществознания С.А. Щепин. — Но есть такое понятие, как собственные амбиции. Ведь вместе с детьми педагог тоже может реализовать свои планы, мечты, которые он, может быть, не реализовал в детстве. В процентном отношении количество талантливых детей и в селе, и в городе, считаю, примерно одинаково. Но уровень этого таланта у всех разный: кто-то проявит себя на районной олимпиаде — и это уже успех и ученика, и его учителя. А кто-то может и больше. Мой сын Дмитрий во время подготовки к серьезным олимпиадам выработал собственную методику подготовки: планировал свое время до мелочей, и это позволяло не тратить его зря. Сейчас этой методикой я делюсь и с другими своими учениками, которые тоже хотят чего-то достичь.
А вообще, я уверен, что не последнюю роль в успехах нашей школы играет удмуртское трудолюбие и свой особый национальный менталитет. Сам я русский и не уроженец этих мест, но, когда приехал в Светозарево в 1990 году, сразу бросилось в глаза: люди здесь другие. Они очень спокойные, дисциплинированные и работоспособные. Это помогает ребятам в учебе, но мешает при социализации в дальнейшей жизни».
«Я люблю учиться, но, чтобы добыть нужную информацию, нам больше приходится работать с книгами, чем с Интернетом, — признается одна из лучших учениц Даша Батина. – Даже в свободное время, желая отдохнуть, беру в руки книгу. Сама читаю с трех лет, что не удивительно: моя мама — учитель русского языка и литературы. Считаю, что наша светозаревская школа — одна из лучших, и ни в какие инновационные учебные заведения переходить не собираюсь. Какую профессию выберу в дальнейшем, еще не решила, возможно, тоже стану педагогом. Но не планирую уезжать далеко от родных мест, корни сюда тянут».
Сколько мы ни искали потайную дверцу, открывающую путь к скрытым талантам детей в Светозаревской школе, так ее и не нашли. Потому что, скорее всего, и нет ее вовсе.
«Секрет Светозаревской школы — это огромный труд, труд и еще раз труд, — уверена заведующая районным методическим кабинетом И.Р. Кощеева. – А еще атмосфера и педколлектив, и общий настрой. Таких малокомплектных школ, как в Светозарево, даже в Слободском районе немало, но выделяется показателями одна. Таланты есть в каждом учебном заведении! Но если их не развивать, они никогда не заблещут».
С этим утверждением сложно не согласиться. Тихие, спокойные, трудолюбивые и очень любящие свою малую родину, эти дети, учителя и родители все вместе делают одно общее дело — прославляют свою маленькую деревню большими успехами в учебе. И гимн школы, написанный когда-то патриотом-композитором Г.Н. Цыпуковым, светозаревские ученики знают наизусть: «Светозарево — школа моя, в мир большой здесь открылась нам дверца. Может быть, мы уедем в большие края, но оставим частичку здесь сердца…»
Наталья Вачевских.