Один день из жизни немецкого детского сада
Можно ли пятилетнему ребенку доверить разрезать хлеб или разлить самому суп по тарелкам? Немецкие педагоги говорят: «Не просто можно, а нужно с раннего детства приучать детей не только к самостоятельности, но учить их анализировать свои действия».
В немецких детских садах дети с трехлетнего возраста сами учатся определять для себя время и объем порции для завтрака и обеда, сами решают, какие занятия они посетят за день, сами выбирают для себя время дневного сна. Этот опыт показался нашим педагогам интересным, и в начале августа в нашем детсаду №4 был реализован интересный проект «Mein Kindergarten», или «Один день из жизни немецкого детского сада».
В основу его вошел опыт работы «лесного» и «вальдорфского» немецких детских садов. Главной идеей «лесного» детского сада является единение природы и ребенка, экологическое воспитание детей, что актуально и для нашего учреждения, несколько лет работающего по экологическому направлению.
Наш день начался на берегу пруда, куда родители в восемь утра привели детей. И каждая семья, следуя укладу жизни немецких семей, выбрала удобное для себя время для общения с детьми на природе. Кто-то остался с ними на пруду до завтрака, кто-то присоединился к детям в вечернее время, а некоторые родители провели с нами целый день. В течение дня наши родители и дети узнали, как живут немецкие ребятишки в детских садах, послушали песни на немецком языке, познакомились с немецкими легендами и, конечно, поиграли в немецкие народные игры — и все это происходило на свежем воздухе.
Во время завтрака и обеда дети учились сами определять объем порции и сами накладывали еду себе в тарелки. Оказалось, что наши дети, как и их немецкие сверстники, могут справиться с этим заданием. Так, во время завтрака и обеда не было разбито ни одной тарелки и не было пролито ни одной капли супа. Спали дети подготовительной группы на матрасах на полу, что также принято в немецких детских садах. Вечером после полдника ребята вновь вернулись на берег пруда, откуда их, радостных и счастливых, забирали родители.
Всего в проекте приняло участие три группы детского сада. И хотя наши воспитанники провели на берегу пруда лишь один день, еще долгое время и дети, и родители будут вспоминать этот необычный проект.
И. ЖУЙКОВА,
музыкальный руководитель д/с №4 п.Вахруши.