Иван и береста
26-летний слобожанин Иван Александрович Частухин — человек, увлеченный необычным для нашего времени делом. Корреспонденты «СК» познакомились с ним в последнюю субботу июня на фестивале «Сыны Отечества-2. Каринские острова-неформат», который проходил на берегу реки Вятки близ Родионово.
При знакомстве Иван сказал, что в подобном мероприятии принимает участие впервые, но, узнав о его проведении, пришел, несмотря на ненастную погоду, чтобы присмотреться к участникам, да и себя показать. И продемонстрировал нам удивительные вещи, которые делает собственноручно из бересты: картузы, очелья, солонки, туески, крупеники, сумки, детские погремушки.
Пообщавшись, мы узнали, что после окончания 7-й школы Иван учился в техникуме и получил специальность «монтаж сантехнических устройств и вентиляции». Но дело по душе другое выбрал — ему интереснее работать руками с живым природным материалом и из ленты бересты создавать чудеса. Частухин — самоучка, говорит, что ему очень пригодились в начале работы мамины тетрадки с курсов по изготовлению изделий из лозы и бересты. Попробовал и то, и другое — последнее понравилось больше, ведь ничто не сравнится с чудесным свежим запахом березы, исходящим от бересты и изделий из нее.
Мастер уверен, что их не надо называть ни поделками, ни сувенирами, тут больше подходит добротное русское слово «утварь», поскольку берестяные изделия хранят в себе тепло и жизнь, имеют практическую направленность и используются в домашнем обиходе в качестве бытовых предметов, посуды и одежды. Изделия Ивана знакомы не только слобожанам — два года назад он стал победителем областного конкурса «Молодые дарования», неоднократно лидировал на выставках-ярмарках в г.Белая Холуница. Причина успеха его работ, по-видимому, в том, что это древнее, но редкое в наши дни ремесло привлекает людей глубинно осознаваемыми традициями наших предков, которые сохраняются в каждом на генном уровне. Проще сказать, на уровне берестяных бытовых предметов в нас, современниках, оживают древние знания, энергия и взаимосвязь с прошлыми поколениями и друг с другом.
При встрече с Иваном нельзя было не обратить внимание на его необычный внешний вид: холщовые порты, рубаха в народном стиле, хромовые сапоги. Поинтересовалась, не смущает ли его в эпоху джинсов и кроссовок собственный имидж. Мой собеседник ответил: «Если люди одинаково одеты, ведут разговоры об одном и том же, значит, живут по шаблону. Я спокойно в таком виде пройдусь по городу, у меня на этот счет свой угол зрения и другой взгляд на жизнь. Что плохого в исконно русской, национальной, одежде? Эти сапоги мне от папы достались, померил — подошли, вот и ношу, за ними уход кропотливый нужен, чем я тоже сам занимаюсь».
Мне с улыбкой в душе подумалось, что, действительно, в прежние времена каждый уважающий себя мужчина держал в лоске свои сапоги, а он наводился немалыми ежедневными трудами. Так и плетение из бересты — дело хлопотливое, ведь и забота по заготовке сырья тоже ложится на плечи мастера. Напоследок поинтересовалась: может ли плетение из бересты в наше время стать профессией и кормить человека? Мой собеседник ответил: «Хоть и нравятся людям мои изделия — на ярмарках ко мне подходят с похвалой и улыбкой, но многие не чувствуют глубину и душу работы, оценивают ее на уровне китайской штамповки из пластика за 50 рублей. Поэтому и не может мой труд обеспечить достойного заработка».
И все-таки наш разговор с мастером завершился на оптимистичной ноте, ведь молодым свойственен поиск самих себя и совсем неплохо, что Иван обрел себе дело по душе, которое сможет послужить опорой в дальнейшей жизни.
Надежда Мокерова.