Стюардесса по имени Светлана
«Летать я мечтала еще в школе, в последних классах мы с подругой ездили в Порошино устраиваться в секцию парашютного спорта, но нам тогда сказали: вы еще маленькие, подрастите немножко. Нам было лет по 16, наверное. Уже в то время мне очень хотелось летать.
Я кировчанка, мы жили около Дворца пионеров, и над нами постоянно летали самолеты, даже номера было видно», — рассказывает С.Г. Чарушина, вспоминая молодые годы. Многие слобожане знают Светлану Геннадьевну как активную и целеустремленную женщину, работавшую в Слободской гимназии и в музейно-выставочном центре. При этом мало кому известно, что 11 лет своей жизни она провела в небе.
Будучи девочкой с активной жизненной позицией, Светлана еще в школе отличалась умением повести за собой. В школьные годы она была секретарем комсомольской организации, потом работала в райкоме комсомола, затем трудилась на заводе «Маяк» секретарем комсомольской организации большого цеха. В авиации оказалась совершенно неожиданно.
«На Театральной площади я села в троллейбус, а Борис Дрягин, секретарь комсомольской организации авиаотряда, выходил из него и на ходу мне cказал: «У нас в понедельник конкурс на должность бортпроводника». Я пришла. Сколько нас было в помещении — сказать точно не могу, но 35 человек точно было. Все девушки высокие и красивые, с комсомольскими характеристиками, с аттестатами, а у меня с собой только паспорт. Проверяли дикцию, знание географии и политики, комиссия была из шести человек. Из всех претенденток только троих приняли, в том числе меня. Мне тогда было 23 года, и очень хотелось летать, — вспоминает с улыбкой Светлана Геннадьевна. — Врачебно-летную экспертизу я прошла хорошо. У меня было пять стажерских рейсов, а потом я начала летать самостоятельно. Мне сразу дали форму, она очень подтягивает. Первый самостоятельный рейс был в Свердловск, и туда летело все наше начальство. Я, конечно, волновалась, но вышла совершенно спокойно, прочитала информацию и хорошо провела рейс».
К сведению. В не такие уж и далекие советские времена, чтобы купить билеты на самолет из Екатеринбурга, к примеру, нужно было встать очень рано и прийти пешком к кассам Аэрофлота. Примечательно, что это не было фактом, что вы их приобретете, так как сметались все билеты за пять минут с начала открытия любого окошка, где их можно было оформить. А самое интересное то, что такой купон на полет продавался за шестьдесят дней до назначенной даты рейса.
Обучение в учебно-тренировочном отряде в Свердловске Светлана закончила на «отлично». И с тех пор, как сама говорит, полетелось. Москва, Симферополь, Новосибирск, Ленинград, Омск, Уфа, Анапа, Липецк, Сочи — всех городов и не перечислить, где побывала бортпроводник 1-го класса. Кормили летный состав в аэропортах по талончикам, если в городах оставались на сутки, то им предоставляли гостиницу для отдыха.
«В то время стюардессам летать можно было только 100 часов в месяц, а я наработала 110, и это был не предел — в графике стояли еще рейсы. И мне это нравилось. Когда я летала, казалось, что вырастали крылья, в небе совсем по-другому себя ощущаешь. Каждый раз мы читали информацию о городе, куда приземляемся, а при больших перелетах проводили конкурсы для пассажиров. Многие видят в профессии только внешнюю сторону: вышла стюардесса, прочитала информацию, улыбнулась, но при этом большая часть работы остается невидимой. Например, предполетная подготовка: проверить салон на чистоту, проследить, чтобы груз и почту правильно разместили, рассадить пассажиров. Да и в полете отвечаешь за людей, нас даже учили роды принимать — в небе всякое может случиться. Для этой профессии нужно быть очень ответственным, собранным и обладать хорошей дикцией, — признается Светлана Геннадьевна. — Кроме того, надо уметь создать нужную психологическую атмосферу, чтобы людям было комфортно и приятно лететь. Когда долго летаешь, слышишь по звуку, когда шасси выпускаются, а когда возникли проблемы с двигателем. Меня и ночью разбуди, информацию наизусть расскажу».
По словам бывшей стюардессы Чарушиной, интересная работа обеспечивала неплохим заработком и социальными льготами. Например, отпуск бортпроводников был 48 дней, а отлетав семь с половиной лет, можно было выйти на пенсию в 45.
Из 11-ти лет, что Светлана Геннадьевна провела в небе, около шести она работала инструктором: обучала теории и практике молодых стюардесс. Довелось полетать на разных самолетах: АН-24, ЯК-40, ТУ-134. Для каждого авиалайнера бортпроводники проходили специальную подготовку по эксплуатации самолета. «Конечно, информация не та, что у пилотов, нам надо было знать, что включить и выключить в салоне», — с улыбкой вспоминает собеседница.
Выйдя замуж за слобожанина, Светлана Геннадьевна поняла, что надо выбирать между семьей и работой, и покинула Кировский объединенный авиаотряд. И если браки совершаются на небесах, то дружба в небе только крепчает. С бывшими коллегами по работе она и сейчас периодически видится, вспоминает «летное время». Говорит, что это были лучшие годы жизни. Ведь не зря же ей до сих пор снится небо…
Екатерина Косолапова.
Фото автора и из архива С.Г. Чарушиной.