Рабочий — профессия престижная
Каждый год сотни молодых слобожан заканчивают обучение в школах, техникумах, вузах. И, получив долгожданный диплом об образовании, увы, далеко не все из них остаются жить и работать в нашем городе. А те, кто решаются осесть в родных пенатах, порой оказываются невостребованными на рынке труда. Какую профориентационную деятельность следует проводить со школьниками, чтобы они выбирали профессии, необходимые Слободскому? Как вызвать у молодежи интерес к работе на предприятиях родного города? Эти актуальные вопросы были рассмотрены на первом заседании межведомственного координационного совета по профессиональной ориентации молодежи при администрации г. Слободского, состоявшемся в конце июня.
В 2013 году в Кировской области 811 выпускников различных учебных заведений обратились в службу занятости населения в поиске работы. В их числе оказались 143 молодых человека, закончивших вузы, 276 — средне-специальные учебные заведения, 24 — получивших начальное профобразование, 152 выпускника школ. Из числа обратившихся трудоустроить удалось лишь 309 юношей и девушек (38%). 152 выпускника (19%) были направлены на переобучение на те профессии, которые востребованы на региональном рынке труда, повторно тратя государственные деньги.
«В советское время в нашей стране существовала система профориентации, привязанная к плановой экономике: работали учебно-производственные комбинаты, на каждом предприятии, в школах были люди, отвечающие за подготовку молодых кадров, — рассказал директор Центра занятости населения Слободского района Э.В. Болбочан. — В последние годы предпочтение было отдано рыночным механизмам регулирования кадровых потоков. И в России стало наблюдаться явное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, дефицит квалифицированных инженерно-конструкторских кадров, наличие в учебных заведениях бюджетных мест по невостребованным специальностям и, как следствие, нарастание молодежной безработицы. Наше областное управление проводило исследование по анкетам работодателей. Согласно нему к 2018 году на предприятиях региона будет наблюдаться большой кадровый голод, поскольку много сотрудников уходит на пенсию, а молодая смена на рабочие профессии готовится очень маленькая. И без вложений предприятий в выращивание новых кадров проблему эту будет не решить».
Как сообщили специалисты Слободского ЦЗН, в нашем городе существует недостаток квалифицированных кадров по таким профессиям, как швея, электромонтер, слесарь-ремонтник, инженер, станочник деревообрабатывающих станков и т.д. Большинство из этого списка — именно рабочие специальности. В то же время, по опросам выпускников 9-х и 11-х классов школ области, в т.ч. и в Слободском, при выборе профессии они ориентированы: на сферу здравоохранения (14%), затем по убывающей идут силовые структуры, транспорт, система образования. Сфера строительства (5,85%) и промышленность (4,3%) оказались в конце списка приоритетов, расставленных молодежью. Ниже них — только сфера торговли и сельского хозяйства. Немало выпускников все еще желают идти и в такие перенасыщенные направления, как экономика и бухучет. Самое удивительное, что определились с выбором профессии только 57% из числа юных слобожан, уже получающих аттестат об общем или среднем образовании. Остальные все еще находятся в поиске.
«Из этой статистики видно, что учащиеся считают сферу промышленного производства непрестижной и не приносящей большого заработка, — подвела итог начальник отдела проф-ориентации и профобучения ЦЗН Слободского района И.В. Малыгина. — Тогда как, на основании тех же опросов руководителей предприятий, именно рабочие профессии являются наиболее востребованными. Поэтому важно повышать престижность этих профессий в глазах выпускников и, что не менее значимо, в глазах их родителей, ведь они оказывают большое влияние на выбор детей».
Бурную дискуссию на заседании вызвал вопрос, как обучить молодежь сложным профессиям, очень необходимым нашему городу. «Я считаю, что в промышленности есть профессии среднего уровня, есть сложные, а есть особо сложные, — высказал свое мнение директор слободской меховой фабрики «Элегантные меха» Ю.В. Колесов. — Например, скорняк — это очень сложная профессия. Ей можно обучать годами, и то из ста человек хорошими специалистами станут, может быть, двадцать. Это как художники! Раньше 90% учащихся ПУ-11 обучались на скорняков, сейчас на эту специальность там готовят только одну группу, да и та набрана на базе коррекционных школ. Зато профессию «повар» получают целых три группы подростков. При этом тратятся государственные деньги, а ребят заведомо обучают в никуда. У меня сейчас работает 30% пенсионеров, еще лет 10 — и они все уйдут на заслуженный отдых. И если мы хотим сохранить меховую отрасль в Слободском, обучением скорняков надо заниматься уже сейчас».
После долгих и бурных обсуждений члены координационного совета приняли конкретные шаги по решению непростого вопроса профориентации школьников. На каждом предприятии, заинтересованном в молодых кадрах, необходимо закрепить ответственного за это человека. Всех школьников следует в обязательном порядке водить с экскурсиями на местные предприятия, причем уже начиная с 5-го класса. И там ребятам по возможности надо давать как можно больше не только смотреть, но и пробовать самим, и трогать руками. Более того, по опыту г.Кирова, на некоторых фабриках и заводах можно организовать и профессиональные пробы, которые способны вызвать интерес у определенной части ребят. Также у молодежи следует популяризировать рабочие профессии путем встреч с передовиками производства, представителями семейных династий и т.д. При этом посредником между работодателями и учебными заведениями готовы выступить специалисты Слободской службы занятости. Для координации всей этой деятельности работа совета по профориентации школьников при городской администрации будет продолжена и в следующем учебном году.
В нашем городе существует недостаток квалифицированных кадров по таким профессиям, как швея, электромонтер, слесарь-ремонтник, инженер, станочник деревообрабатывающих станков и т.д. Большинство из этого списка -именно рабочие специальности.
Наталья Вачевских.