Слобожане — это не вятчане
Если рассматривать исторические события в вятском крае по трудам скромных и вдумчивых аналитиков старых времен, то можно узнать много интересного. Например, оказалось, что население уездов нашей губернии в старину было разным по многим характерным чертам и по происхождению.
Особо это касается слобожан. Аналогичное различие уездного населения существовало и в других губерниях России, что ярко видно из знаменитого словаря В.И. Даля.
Предлагаю вниманию читателей выдержки из основательно забытых трудов замечательного статистика Ивана Николаевича Савинова:
«Вообще народ Слободского уезда трудолюбив, предприимчив и переимчив. При внимательном взгляде на него видно, что это не вятчане — их соседи.
Потому что относительно разнообразная и деятельная их промышленность ясно говорит, что слобожане не родня вятчанам, что видно из истории. Устюжане, искавшие независимости от князей удельных, поселились именно в этих местах. Вятчане же, как известно, потомки новгородцев, которые пришли на Вятку от раздоров и несогласий в своей отчизне.
Вследствие развития ремесел, между слобожанами меньше пьянства и преступлений. Да и народ этот богаче, нежели вятчане, которые норовят, если не пропить последнюю копейку, то проиграть в карты. По крайней мере, последний порок развит между подгородними жителями города Вятки и молодежью, которая, живя в услужении в городе или занимаясь извозничеством на городской бирже, занесла карты по деревням.
Слобожане — народ более откровенный, разумно доверчивый, народ серьезный и положительный, и только с удалением от города да на больших дорогах как характер, так и нравственность их изменяется в более дурную сторону.
Вятчане же, наоборот, — чем ближе к городу, тем плутоватее, недоверчивее и подозрительнее. Примеров плутовства и обмана слишком много. Стоит только в воскресный день выйти на базар, присмотреться и прицениться к привезенным вятчанами продуктам, чтобы убедиться в справедливости сказанных их недостатков.
Положим, вы намерены купить воз дров. Узнав, сколько стоит воз дров, вы торгуетесь и, наконец, соглашаетесь на условной цене, и дрова вам привозят. Здесь слуга вам докладывает, что мужик вас обманул, что у него на дне вместо дров сено, да и не весь еловый, а поленьев пятьдесят сосновых и столько же между ними сырых. Мужик начинает перед вами оправдываться. Говорит, что на дороге его воз столкнулся на косогоре с возом товарища, ехавшего тоже с дровами. Дрова рассыпались и у того, и у другого, а при складке на возы перемешались. Не верьте, это обман. Точно так же не верьте его клятве, что в следующий базар он привезет вам взамен бракованных дров хорошие, — он непременно обманет.
Ступайте теперь в молочный ряд. Там вас обманет баба — продаст вам снятое молоко за цельное и притом парное. А цельное, подбитое мукой, — за хорошие сливки. Мало того, баба будет вам божиться: «Лопни мои глаза, чтобы с места мне не сойти». Что для праздника Христова она такого греха на душу не возьмет, чтобы обмануть. И обязательно обманет.
В овес, для тяжести, подбавляют землицы или песочка, ветром, дескать, нанесло, когда молотили».
Эти сведения были опубликованы в 11-м номере «Вестника Императорского Русского географического общества» за 1858 год. Там же прочитал, что в торговле с Архангельском город Слободской также превзошел город Вятку. Но это тема следующего рассказа.
А. РАШКОВСКИЙ, краевед.