В северной Гиперборее
В последнее воскресенье марта в краеведческом музее нашего города выступила москвичка Ольга Александровна Еремина. Вместе с мужем Николаем Смирновым она написала книгу «Иван Ефремов», которая продолжила серию «Жизнь замечательных людей» и вышла осенью прошлого года в издательстве «Молодая гвардия».
Московская гостья на протяжении двух с половиной часов рассказывала о жизни и деятельности русского советского писателя-фантаста, философа-космиста Ивана Антоновича Ефремова (1908-1972), чьи произведения, в особенности «Туманность Андромеды», «Таис Афинская», «Лезвие бритвы» и многие другие в юности увлекали каждого из нас. Однако мало кто задумывался, что их автор был крупным ученым-палеонтологом, оставившим заметный след в нахождении ископаемых остатков древней фауны.
Находки из Чирков
Эта сторона деятельности И.А. Ефремова непосредственно касается и нашего города, ведь вятские краеведы по сей день часто не могут сойтись во мнении, был ли он в реальности в Слободском и какую пользу здесь принес. Однозначный ответ на этот вопрос дается на страницах 106-107 новой книги: «В начале 1920-х годов сотрудники Слободского краеведческого музея прислали в Петроград, в Геологический музей, несколько образцов известняка с отпечатками различных ископаемых остатков из карьера на правом берегу реки Вятки, возле сел Шихово и Чирки. Он был описан еще в 1879 году, но требовалось детальное палеонтологическое исследование карьера.
Добывали в карьере известняк не для постройки зданий, а для получения извести. Рабочие досконально изучили различные слои известняка — их больше полутора десятков, — дав им свои названия: белякова корка, плитняшка, синяя булыга, красноплитка, подбулышка, булыч. Внизу, на берегу Вятки, известняк разбирали по сортам, дробили, обжигали. Работали дедовскими методами. Рядом с мужчинами трудились и женщины. По дну карьера были проложены рельсы, платформу нагружали камнем, к реке ее тащила по рельсам уставшая лошадь.
Иван, осмотрев карьер Шихово-Чирки свежим взглядом, сумел дать мужикам несколько дельных советов, чем заслужил их уважение. В ответ они показали ему, в каких слоях чаще всего встречаются остатки ракушек, отпечатки растений и чешуи древних рыб, остатки лабиринтодонтов (от автора: доисторические крокодилы от 2 до 6 м в длину). Описав слои и собрав 650 килограммов образцов, Иван вернулся в Ленинград».
Рассказчица также добавила к написанному: «Затем на протяжении многих лет эти находки обрабатывались. И.А. Ефремов был в Слободском в 1928 году, но нет точных сведений, неделю иди две он тут провел. Сейчас мы готовим к изданию переписку Ефремова с палеонтологами из разных стран мира, где в письмах он неоднократно упоминает Шихово-Чирки и пишет о находках, сделанных там. И я соберусь и приеду полюбоваться на ваши места».
Слободские диковинки
По завершению выступления Ольги Ереминой все желающие слобожане могли получить книгу с автографом автора. Уже после отъезда гостьи корреспондент «СК» попросила прокомментировать происшедшее событие заместителя директора Слободского музейно-выставочного центра Татьяну Михайловну Долматову. Она рассказала: «Об экспедиции И.А. Ефремова в Слободской было известно и ранее, поэтому мы с радостью согласились принять О.А. Еремину, чтобы узнать подробности. Эта тема заинтересовала работников музея, в дальнейшем мы свяжемся с местом хранения предметов, чтобы узнать подробнее, что было вывезено из Чирков той экспедицией.
В целом, слободские окаменелости свидетельствуют о том, что в древности здесь было теплое море, в котором жили различные организмы. Самые интересные образцы находок из Чирков представлены в нижних залах нашего музея в отделе «Природа». Чирки — это не только интересный геологический, но и уникальный археологический памятник, ведь известняк удобен для изготовления орудий труда и применялся древним человеком для этих целей. Это направление представлено в экспозиции нашего музея более широко.
К сожалению, в Слободском пока не найдено останков древних животных, например, парейазавров, которыми славится Котельнич. Эти древние рептилии обитали на Земле 260 миллионов лет назад, в пермском периоде палеозойской эры. Но дело в том, что береговой разрез возле нашего города практически такой же по времени, как в Котельниче, поэтому аналогичные находки у нас вполне возможны. Пока лишь найдены окаменевшие водоросли этого периода — ими питались парейазавры.
Зато палеонтологическая коллекция нашего музея богата находками из более позднего, ледникового, периода. Она представлена бивнями мамонтов, которые найдены в Белой Холунице, на берегу Летки и на территории самого Слободского. К примеру, существует версия, что останки мамонта находятся под зданием «Коммунэнерго» на ул.Володарского. У нас хранятся и зубы мамонта, и челюсть мамонтенка, и другие части скелета. Бывший директор музея М.Т. Гребенкин вместе с Академией наук даже разработал проект, чтобы собрать из находок целый скелет мамонта, а недостающие части восполнить из пластика или дерева. Эта идея не была воплощена в жизнь, отчасти и потому, что не хватило музейных площадей. Хотя такой экспонат, конечно же, был бы интересен нашим посетителям».
Родина Змея Горыныча?
Еще одну идею выдвинула приезжавшая в Слободской вместе с московской гостьей кировчанка, руководитель творческого объединения музыкантов «Хоровод» Е.Б. Егорова: «Мечтаю, чтобы страница экспедиции И.А. Ефремова, карьеров и динозавров была не только палеонтологической и исторической, но и сказочной, мифологической. Из темы древних динозавров можно вывести идею об их сказочном сородиче и позиционировать Вятку как родину Змея Горыныча. Только нужно, чтобы над этим поработали люди разных профессий».
В завершение этой публикации, исходя из реальности, сказок и далекой старины, в стиле философа-космиста И.А. Ефремова считаю уместным представить вниманию читателей еще одно из умозаключений О.А. Ереминой. Дело в том, что приезд Ивана Антоновича в Слободской был связан с завершением его экспедиции на Север. Один из отрезков пути лежал от Шарьи через Северные увалы. Эта холмистая возвышенность в северной части Восточно-Европейской равнины протянулась на 600 км с запада на восток и южными отрогами заходит на север Кировской области. В том числе проходит по северу Слободского района на границе с Нагорским. Северные увалы это крупнейший водораздел Европы, который потрясает своей необычностью: здесь на юг текут реки бассейна Волги и Каспийского моря, а на север — реки, впадающие в Северную Двину и Белое море. До ледника тут были высокие горы, он их сгладил, как утюгом прошелся, но водораздел остался. Это особенный узел Земли, ее сакральное место. Индусы почитают его как свою прародину, место, откуда они ушли в Индию. Быть может, и мы живем в легендарной северной Гиперборее, воспетой в мифах народов мира? И уж как тут себя чувствуем, каждый судит сам по себе.
Надежда МОКЕРОВА.
Фото автора и Даниила Харина.