Место, где рождается патриотизм
Эта фотография девятиклассников Сухоборской школы Татьяны Урванцевой, Веры Мальгиной, Екатерины Урванцевой, Михаила Коробова, Кирилла Осипова и директора школы И.Л. Владимировой сделана в школьном музее у печки. Причем этот необходимый и в наш сверхтехнологичный век источник тепла является здесь не старинным экспонатом, а действующим атрибутом.
Музейная педагогика
«Нам без печек никуда, — подчеркнула И.Л. Владимирова. — Благодаря им и, конечно, истопнику Т.В. Рыбальт в здании школы 1949 года постройки очень тепло, наши ученики никогда не мерзнут. Сухоборская школа наряду с Холуновской единственные в Слободском районе образовательные учреждения, отапливаемые печами. Вроде бы, архаизм, но он имеет несомненные преимущества — в самые лютые морозы в классах очень тепло. Когда весной кончается отопительный сезон, а на дворе непогода — у нас комфортно. Осенью та же самая картина. Хотя, конечно, заготовка дров — очень трудоемкая работа, и с точки зрения пожарной безопасности сложностей великое множество, но стараемся работать так, чтобы и с этой стороны к нам не было замечаний».
А к работе школьного музея, уж точно, замечаний директору никогда не поступало, ведь Ираида Леонидовна — человек очень пунктуальный и ответственный — сама занимается организацией его деятельности. Неслучайно, когда в Слободском районе практиковались конкурсы школьных музеев, сухоборский был всегда в лидерах. На его базе ведется большая исследовательская работа, и, по традиции, ученики Сухоборской школы являются постоянными участниками ежегодно проводимой в районе научно-практической конференции «Юные исследователи родного края». Самый большой успех в этом направлении, которым гордится школа, это первое место на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению в 2002 году в Москве, где одиннадцатиклассница Марина Смолева представила свою работу на тему «Особенности христианской веры жителей деревни Осиновка».
На память о деревне
Сравнительно небольшая классная комната, в которой размещается музей, до предела наполнена интересными экспонатами, альбомами, папками, стендами. Мы попросили И.Л. Владимирову побыть в роли экскурсовода, и она поведала интереснейшую историю не только местной школы и поселка, но и окрестных деревень и их жителей. Именно последние в 1930-32 годах прошлого века дали жизнь новому поселку лесозаготовителей Сухоборка, привнеся сюда отточенный с давних веков уклад целесообразной, экономной крестьянской жизни, многие атрибуты которой остались ныне лишь в витринах музея. Предметы старины особенно привлекают внимание: здесь ткацкий стан, старинные утюги, горшки, самовары разных модификаций и размеров, берестяные бураки и лукошки, керосиновые лампы, серпы, весы, вальки, которыми когда-то раскатывали белье для глажения. Словом, быт старинный представлен в полной мере.
А жил крестьянский люд в деревеньках, звучные названия которых говорят сами за себя — Перекоп, Усолье, Камешка, Березник, Казань. К сожалению, большинство из них сегодня уже не значатся на карте Кировской области. Исключение составляет Осиновка — эта деревня, к счастью, не списана, и хотя три года назад оттуда выехали последние жители, есть люди, которые значатся там по прописке. Об Осиновке говорить можно очень долго — не случайно главный архитектор Кировской области назвала ее музеем под открытым небом, где стоят столетние деревянные дома и долгие годы проживала крупная община старообрядцев с уникальной духовной и семейной культурой.
«Наш музей интересен тем, что он комплексный, — перевела разговор в другое русло директор школы. Мы собрали в нем историю местных предприятий: одного из крупнейших в Слободском районе Сухоборского леспромхоза, двух кирпичных заводов, открывшихся в 1939-м и в 1948 годах, а также ленто-шпилечной фабрики, продукцию которой напрямую отправляли в Москву и Архангельск, и лесохимического завода — он работал в д.Осарт и перерабатывал отходы от заготовки леса, выпуская этиловый спирт, товарный деготь, уксусную кислоту и древесный уголь, имевшие военное назначение».
Живая история
В музее имеются также многочисленные стенды о выпускниках, жителях поселка, создана своеобразная Книга памяти об участниках Великой Отечественной войны, 173 из которых не вернулись с полей сражений. Здесь собран материал о работе партийной, комсомольской, пионерской организаций поселка. И от современности музей не ушел. Помимо общей истории школы, которая открылась в 1937 году, каждый класс пишет ежегодно свою историю.
Рассказывая о создании самого музея, Ираида Леонидовна подчеркнула: «Когда в начале 90-х начал переоцениваться идеологический строй, все флаги, знамена мы убрали в кладовку. А затем, с одобрения директора школы В.И. Сенновской, организовали маленький музейный уголок. Свою роль в этом сыграли Л.В. Никонова, К.А. Логинова, Л.А. Никонова. А в 1993 году я начала вести краеведческий кружок. С тех пор, чтобы ребята побольше знали о своем крае, мы стали отправляться в походы по близлежащим деревням, так и накопили интересный материал — на сегодня в музее числится свыше 600 экспонатов. Он был торжественно открыт 6 мая 1996 г., а через год получил официальное свидетельство о присвоении звания «школьный музей».
И сегодня его фонды постоянно пополняются — по-прежнему много экспонатов поступает из походов, кто-то из ребят приносит интересные вещи от своих бабушек и дедушек, что-то отдают местные жители. На базе музея проходят уроки краеведения и истории, организуются встречи ветеранов. Долгие годы мы поддерживаем связь с Академией наук Санкт-Петербурга, его сотрудники оказывают нам методическую помощь, а мы высылаем им результаты своей работы. Приятно, что люди знают о нашем музее. А мы всегда рады гостям, тем, кому интересно взглянуть на прошлое и настоящее.
Душевное дело
Уверена, что мы ведем работу, которая интересна людям. К сожалению, с 2006 года наша школа стала девятилетней, сегодня здесь обучается всего 23 человека. Максимальная наполняемость классов — 5 учеников, есть классы, в которых учится один человек. Всю начальную школу в одном классе-комплекте ведет один учитель, Т.В. Бердинских. В целом в школе преподают 10 учителей, часть из них — совместители, ездят в Сухоборку из города и соседних школ. С 2005 года в составе школы работает дошкольное отделение, его посещают около десятка детишек в возрасте от 2 до 6 лет. Поэтому перспектива школы — не из лучших, еще 3-4 года стабильности, а потом спад, одна надежда — на улучшение демографической ситуации. Было же время, когда в 60-70-е годы в Сухоборской школе обучалось до 500 детей. Два года назад школа отмечала 75-летие, и о тех годах на юбилейной встрече тепло вспоминали ветераны педагогического труда Л.А. Никонова, Г.Н. Ворончихина, Н.М. Князева, В.Ф. Разанен, Л.Н. Мусаева, Л.В. Никонова. Вместе с ними у нас состоялся очень красивый разговор о родной школе».
А в этом году И.Л. Владимирова отмечает свой профессиональный юбилей — 30 лет работы в Сухоборской школе, десять из них — ее директором. Несмотря на огромный круг обязанностей директора сельской школы, работу по организации деятельности школьного музея она считает важной и ежедневной. Провожая нас, на пороге школы Ираида Леонидовна произнесла в заключение поистине благие слова: «Хоть я и не уроженка этих мест, считаю себя патриотом Сухоборки. Здесь есть природные красоты, на которые стоит посмотреть, есть богатая история, которую можно изучать, здесь живет много замечательных, интересных людей. А музей — моя душевная подпитка и место нравственного воспитания детей, ведь, по сути, любовь к Родине начинается с познания родного края».
Надежда МОКЕРОВА.
Фото Евгения Гущина.