Про предпринимательство
Вот и закончился 2013 год, объявленный в Кировской области Годом предпринимательства. Но каких-то крупных дивидендов пристального внимания со стороны государевых людей к этой наиважнейшей теме современности лично я не увидел. Да, ипэшникам уделялось немало внимания как со стороны СМИ, так и со стороны властей. В Кировской области даже появился свой полномочный представитель по правам предпринимателей, кстати, наш человек (директор ООО «Вахруши-Юфть» С.Э. Данелян, сумевший в свое время удержать от падения в пропасть одно из крупнейших в стране кожевенное и обувное производство), однако это никоим образом не означает сиюминутного расцвета класса предпринимателей.
Скорее всего, дело в нас самих. Людям не надо ждать команды «сверху»: а ну-ка, парни, займитесь-ка сейчас все резко бизнесом, мы, мол, для вас создали все условия, предпринимательствуй – не хочу и не надо задавать вопросов типа: как продавать вещи через интернет. Надо брать инициативу в свои руки. И исходить она должна «снизу». Потенциал для этого у россиян вроде пока есть (см. таблицу ниже).
А примеры реального предпринимательства в нашей славной истории имеются в достаточном количестве. Одно обустройство Ношульского тракта чего стоит. «В стародавние времена слобожане не ждали, когда Москва привезет им нужный товар,- говорит в своих материалах известный слободской краевед А.В. Рева. — А сами ехали за ним и везли к морю свою продукцию, чтобы иметь оборотный капитал на будущее. Конечно же, это делалось не столь просто, как пишется, это было рискованным предприятием, но кому-то же надо было брать на себя подобный труд. Заметим, дорогу на Ношуль, что на реке Лузе, … еще долго будут мостить ее и обустраивать для безопасного движения. И все это придется купечеству делать на свой страх и риск».
У него же в материале «К. Анфилатов в истории судостроения на Вятке»: «Ношуль исстари являлся средоточием интересов многих людей Поморья, Двины, Вычегды, тем более земли Вятской. Два века Ношуль отправлял со своих пристаней товарное зерно и продукты, вырабатываемые на Вятке, не только на Двину, но и в иноземные государства, о чем наслышаны из истории,
Прямой путь до Ношуля, более короткий в 180 верст, открыл слобожанин Потап Шмелев в 1670 г., и слобожане много лет обустраивали его своим коштом, как и пристани, и складочные места, и дома для работников, взяв под контроль однажды принятый порядок хранения и отправки грузов».
Вот это были купцы! Настоящие! В наше время таких прорывов, а это был именно прорыв в сторону благополучия и процветания города, к величайшему сожалению, что-то не наблюдается. Была ли какая-то господдержка таких проектов? Да вряд ли. Но знали слобожане, как «Отче наш», если не будет развиваться промышленность и торговля (а торговали-то своей доморощенной продукцией, а не китайскими шмотками) и у города однозначно нет будущего. То есть вектор развития города задавали именно предприниматели того времени. Они и руководили городом, их трудами наполнялась местная казна.
В прошлом году мне понравилось начинание одного современного слободского купца А.А. Бабайлова, который в центре города на ул. Ленина выстроил торговый центр в дореволюционном стиле, похожий на соседнее здание педучилища. Это видный жест предпринимателя, обращенный в сторону слобожан. Многие этот жест по достоинству оценили. Я бы назвал это здание Стройкой Года в городе. И тут же появилась мысль: а что если городским властям учредить такой конкурс на лучшую городскую новостройку, чтобы как-то стимулировать подобные начинания? Думается, от этого выиграют все: и предприниматели, и городские власти, и жители города, и наша архитектура.
Сергей Наговицин