Начало медного производства в Слободском
О производстве металла в Слободском известно с начала XVII века. По приправочным книгам писма и дозору князя Федора Звенигородского с товарищи 1615 г., в Слободском были 4 кузницы на оброке, да 5 пустых. По книге писма и меры И.Б. Доможирова 1629 г. на посаде было уже 15 кузниц.
Также в городе (крепости) и на посаде было 8 церквей, да при них 4 колокольницы, на которых 20 колоколов мирских да один большой «Государево жалованье». Были ли они куплены на торге в Холмогорах, Великом Устюге или слиты на месте из приобретенной там же колокольной меди, состоящей из 78 процентов чистой меди и 22 процентов олова, неизвестно, но то и другое было весьма накладно. Например, пуд колокольной меди, доставляемый англичанами, датчанами, шведами и голландцами, стоил в конце XVI-начале XVII века от 3 до 5 рублей за пуд. Колокола, естественно, дороже, да еще доставка до города. Напрашивается вывод, что лили из своей меди, а закупали только олово, которое привозили датчане и англичане.
В старину ремесло, которым человек занимался и которое давало средства к существованию, определяло в дальнейшем и его фамилию. Так, на посаде переписаны четыре семьи Котельниковых, за которыми не числилось ни кузниц, ни покосов, ни меленок-колотовок. Котельник в то время — это не только человек, изготавливающий медные котлы и посуду, но и также занимающийся поиском и выплавкой медной руды. Причем выплавляли медь вблизи от рудников. В Слободской она доставлялась уже в слитках, обеспечивая работой местных кузнецов, предметы производства которых были весьма востребованы в XVII-XVIII веках, до появления чугунного литья. А была ли медная руда на северо-востоке России — об этом только скупые сведения, разбросанные по разным источникам.
Например, в 1491 году найдены богатые месторождения медной и серебряной руды на реке Цильме, близ реки Печоры, где на другой год построены были заводы, на которые великий князь Иван III отпустил 60 человек устюжан. В 1569 году царь Иван IV для распространения в России рудного промысла дозволил прибывшим из Англии рудокопам завести селение на Вычегде с условием обучения русских людей горному искусству и плавлению руды. Англичане хозяйничали на этих землях почти 100 лет. В 1630 году в Пермском крае открыт медный рудник и там же, на реке Камкорке, построен Пыскорский медный завод.
В 1771 году академик Лепехин, спускаясь на лодке по реке Вятке от Сырьян к Слободскому, остановился у селения Юрпаловского и обследовал привлекшую его внимание Юрпаловскую гору, в результате чего отметил, что около берегов Вятки и медные руды есть, но, к сожалению, он не посетил заводы Бело-Холуницкого горного округа, о которых известно, что Холуницкий и Климковский заводы еще в 1763 году, каждый о двух печах, выплавляли медь из медистых песчаников. В окрестностях Климковского завода еще в начале XIX века насчитывалось 6 недействующих медных рудников.
Так что медь была, и все условия для отливки колоколов были. Но кто стал зачинателем этого дела? Первым «колоколенным» мастером считается хлыновец Филипп Патрикеев Душкин, в чем весьма сомневался известный слободской краевед Александр Васильевич Рева. Действительно, в переписи г.Хлынова 1678 года упоминается Филька Патракеев сын Душкин, но как простой посадский человек, а ведь к тому времени он должен быть знаменит, т.к. считается, что отлил в 1666 году колокол для с.Бобина, а в 1669 году для с.Загарья. Можно и нужно было бы написать «колокольных дел мастер», но нет, хотя отмечали же других: «кузнец, серебреник и т.д.».
И, наконец, самое интересное — в книге А.А. Глушецкого «России бронзовое слово» в последней трети XVIII века по Слободскому уезду отмечается мастер по отливке поддужных колокольчиков Филипп Патрикеевич Душкин, с.Душкино. 26 ноября 2013 года ОАО «Слободской машиностроительный завод» отмечал юбилей — 295 лет со времени основания Бакулевского колоколитейного завода, наследником которого он является. Возможно, что эта дата может иметь продолжение, т.к. известно, что в 1711-1715 годах в городе Слободске (так он именовался в те времена) была резиденция князя Матфея Петровича Гагарина, сибирского губернатора, который занимался в эти годы обустройством сибирских трактов — как старого через Кай-городок, так и вновь открытого через Глазов и Кунгур. Вероятно, по его распоряжению поддужные колокольчики как отличительный знак стали неотъемлемой принадлежностью ямских троек, положив начало литейному производству их в г.Слободске, и князь Гагарин, можно сказать, был отцом-основателем Бакулевского завода и первым оптовым заказчиком. А сигнальные рожки на западный манер на наших просторах и жгучих зимних морозах как-то не прижились.
С. ПЛЕНКИН,
краевед. Фото из архива «СК».