На память потомкам
17 июля в православном календаре прославляется имя преподобного Андрея Рублева. «СК» уже писали о загадках в жизни и творчестве известного русского иконописца конца XIV — начала XV веков. Имеются предположения, что он был уроженцем вятской, в частности, слободской земли. Разглядев в нем художника, просветитель, архиепископ Стефан Пермский увез талантливого юношу из нашей глубинки в Москву, предопределив тем самым его дальнейшую судьбу.
Андрей Рублев — автор мирового шедевра — иконы Святой Троицы, которая тоже хранит в себе много загадок. В небольшом историческом сочинении XVII века «Сказание о святых иконописцах» сохранилось свидетельство о том, что настоятель Троицкого монастыря Никон просил Андрея Рублева «…образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Никон неоднократно посещал Спасо-Андроников монастырь, в который перешел Рублев в 1392 году после смерти Сергия Радонежского. Наконец, Андрей согласился, «умолени быша», но с одним условием, что писать икону этого древнехристианского сюжета будет по-своему, так, как он ее представляет.
Что же хотел сказать Андрей Рублев своей Троицей, к чему призывал? Во время написания этой иконы, в 1425-1427 гг., в Русском государстве начало разгораться пламя гражданской войны. Юрий Дмитриевич Звенигородский выступил против своего племянника Василия Васильевича, которому его отец, вел. кн. Василий Дмитриевич, брат Юрия, передал великокняжеский престол. Сделал он это вопреки древнему правилу Ярослава Мудрого передавать престол «по старшинству» и впервые великокняжеская власть передавалась «от отца к сыну». Естественно, это вызвало протест и явилось началом военных действий с обеих сторон: Василия Васильевича и его окружения и Юрия Дмитриевича с его сыновьями. Вятчане, земляки Андрея Рублева, поддержали Юрия, правителя вятской земли. Кроме того, Рублев долгое время был «личным художником» Юрия Дмитриевича, расписывая храмы, возведенные стараниями этого князя. Эти события не могли не волновать иконописца, что и повлияло на написание иконы.
«Святая Троица» Рублева — это призыв к миру и согласию. Иконописец обращается через святой образ ко всему православному люду, в первую очередь, к князьям с просьбой смирить гордыню, вспомнить о своем божественном происхождении и предначертании и прекратить братоубийственную войну. Этой иконой «чудный иконописец в Земли Российской… всему миру проповедавый единство», что не потеряло своего значения и в наши дни для всех честных людей, как верующих, так и неверующих.
Кстати, существует мнение, что нет прижизненного изображения самого Андрея Рублев. Хотя искусствовед А.Б. Матвеева, анализируя фрески Рублева во владимирском Успенском соборе, в композиции «Страшный суд» обращает внимание на необычность изображения апостола Луки (на снимке). По древней традиции и по предписанию более поздних иконописных подлинников, Лука обычно изображается молодым, кудрявым, с темными волосами, закрывающими лоб. Светловолосый же, со «взлысым лбом», задумчивый Лука со сводов Успенского собора настолько не похож на узаконенный иконографией образ, что невольно возникает вопрос, не навеян ли этот образ какими-то жизненными ассоциациями? Вполне возможно, это автопортрет Андрея Рублева. Так он оставил свое изображение на память потомкам.
С. Пленкин, краевед-исследователь.
«Слободские куранты»