Звезда «Шизгары»
«В старых потертых струнах спрятана наша молодость», — эти песенные строчки в полной мере относятся к фотографии, на которой изображена группа слобожан, выступавших на «Вятских зорях» в 70-х.
Обладатель фото — 57-летний житель с.Ильинского Александр Петрович Пырегов — без преувеличения, кумир эстрады у слободских девчонок той поры, исполнитель знаменитой «Шизгары» — «Голубой Венеры», под которую танцевали шейк в городском саду. Та «Шизгара», как она звучала у Саши Пырегова на танцах в горсаду, для слобожан 50-х годов рождения никогда не повторится. Да и самого артиста жизнь изменила до неузнаваемости, но в душе он готов рвануть по-молодому, тем более что до сей поры получает удовольствие от музыки и игры. Они стали его профессией, которой Александр Петрович не изменил в течение жизни. Сейчас он трудится музыкальным работником в геронтологическом центре п.Октябрьского и, когда берет баян в руки, не обласканные судьбой люди ему благодарны: добрые ноты баяниста спасают от тоски и отчаяния, не дают упасть духом. А он играет и поет, потому что считает, что народу как воздух необходима душевность и духовность — культура, которая объединяет всех нас.
И хоть жизнь — дама строгая и заставила дорого платить по своим счетам, Александр Петрович в моей просьбе не отказал, полистал прожитые страницы. Возможно, его рассказ и фото станут причиной вспомнить свою молодость еще кого-то из слобожан. «На фото я с чужой гитарой, — улыбнулся мой собеседник. — Я был органистом. Здесь сфотографированы ребята из концертной группы фанерного комбината: Витя Вахрушин, Лариса Годун — пианистка, Женя Шишкин — директор клуба фанерщиков, сестры Галя и Люда Лапины из Стулово, Володя Кондрашов — хороший ударник, мой лучший друг, Миша Барболин, Володя Симонов, Игорь Кайсин, Наташа Игнатьева. Из ВИА нас тут трое. Если не ошибаюсь, это был 1977 год, мы тогда на «Вятских зорях» пели «Гуси-лебеди» и заняли одно из первых мест.
Выступать я начал еще пацаном, когда учился в 14-й школе. Наш учитель Анатолий Петрович Вершинин был создателем вокально-инструментального ансамбля. Его назвали на испанский манер «Альды», потому что всех его участников звали Александрами: я, Усольцев, Салтыков — знаменитый конькобежец, Крашенинников. Я играл на ионике. По субботам и воскресеньям мы в ресторане играли — по тем временам это был шик. С нами туда учителя физики ходили — Анатолий Петрович и Николай Артемьевич Кощеев, они нам и аппаратуру ремонтировали.
Потом я учился в Кирове в культпросветучилище и играл в «Синей птице» Дворца культуры шинного завода. До армии успел поиграть в легендарной слободской «Каравелле», туда Мишу Барболина взяли и меня, Витя Шуплецов был ударником, он считался и руководителем коллектива. Вот тогда мы в горсаду и играли. Особо популярной была песня «Опустилось вдруг небо ниже» — ее Татьяна Крашенинникова исполняла, а я «Шизгару» пел.
Затем в армии я служил в Арзамасе-16, был дивизионным фотографом, играл в ансамбле «Солдатская дружба». Когда в декабре 1975-го домой вернулся, сразу в Дом культуры им. Горького устроился. Мы на танцах в ДК играли: я, Вахрушин, Барболин, Кондрашов.
В конце 70-х довелось поработать в отделе культуры зававтоклубом. Тогда были в моде агитбригады, и мы под видом работников сельского хозяйства (я, например, числился механизатором широкого профиля) ездили выступать за Слободской район и заняли 1-е место. В Челябинске выступали за область и опять стали первыми. После этого нас отправили в Москву на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности, где мы в агитбригаде «Дымковская игрушка» представляли Уральскую зону, по условиям, пели старинные песни аж 300-летней давности, я тогда был баянистом.
Два года довелось поработать в клубе швейной фабрики, лет 5 играл в ансамбле в кабаке. Профессия музыканта в те годы в Слободском была востребованной: как-то пригласили меня в Первомайский руководить ансамблем «Время» — и сразу квартиру благоустроенную дали.
Я мог играть на разных инструментах — жизнь научила. Во «Времени», например, только обучишь парня, а ему повестка в армию. Меня Юрий Ильич Карпов выручал — он фоно владел и пересаживался на мое место, а я — на освободившийся инструмент. Потом в ансамбль пришли Володя Рожнев, Саша Рязанов — «Время» гремело и до меня, и после. А я еще 8 лет отработал баянистом в Доме отдыха «Боровица», в Центре соцпомощи семье и детям.
Многие считают, что у музыканта легкая жизнь. Это совсем не так, работать с творческим коллективом — неимоверный труд, нужно иметь железные нервы. В любой момент кто-то может заболеть, сорвать выступление, а в итоге с руководителя стружку снимают. И все же я свою профессию люблю, хотя не нажил с ней никакого богатства».
А.П. Пырегов не только музыкант, но и сочинитель песен, его творчество достойно телепередачи «Играй, гармонь!». Сам же автор ни композитором, ни поэтом себя не считает, говорит, что пишет песни по необходимости, чтобы разнообразить репертуар и порадовать зрителей. Также несколько лет он руководил ансамблем ильинских ветеранов «Серебряные нити», где пела и его мама Нонна Ивановна, бывшая солистка хора Г.Н. Цыпукова. «У нее был тяжелый период в жизни, и чтобы поддержать, я предложил маме собрать подружек и начать репетиции. Мы занимались у меня дома, пели 6 лет, и этот «квартирный» коллектив занял-таки 3-е место в районе. «Серебряные нити» выступали и на кировских сценах: пели мои песни, и эстрадные, и даже рок. Сегодня с подобным репертуаром «Бурановские бабушки» на «Евровидении» выступают, а ильинские его 5 лет назад практиковали».
В завершение разговора мой собеседник взял самую высокую ноту: «Что касается фотографии, из-за которой состоялся этот разговор, то она навевает чувство утраченной молодости. Вернуть бы то время, чтобы все ребята были живы-здоровы, а девчонки стройны и красивы. Я Мишу Барболина очень любил, гитарист он был бесподобный, в городе лучше не найти — король слободской эстрады. Три с половиной десятка лет прошло с той поры, а будто вчера все было».
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»