Выбирал профессию по призванию
«У нас был очень дружный класс, поэтому после окончания школы №14 в 1968 году мне было непросто расставаться с друзьями и учителями. И тогда мелькнула мысль: продолжить обучение в Кировском пединституте, стать учителем и, таким образом, остаться в школе практически навсегда… Так и случилось», — с нотками волнения в голосе вспоминает учитель физики гимназии Анатолий Дмитриевич Суслов. На днях ему исполнится 60 лет, а это прекрасный повод вспомнить самое доброе и светлое, что подарила жизнь.
Мы сидим с ним за партой в освещенном солнцем кабинете физики. За той самой партой, где я когда-то сидела у него на уроках, будучи семиклассницей. Только общение у нас теперь другое — не как учителя и ученика — на равных. Впрочем, так часто было и в школе. Анатолий Дмитриевич умеет находить ключик взаимопонимания к любому ученику. Дети ведь такие разные: кто-то все налету схватывал, кто-то ничего не понимал в мудреных законах физики. А он умел сложный материал объяснить просто, доходчиво, зачастую показывая, где мы с этой физикой можем столкнуться в жизни.
Помню, как округлились у многих из нас глаза на первом уроке физики в седьмом классе, когда Анатолий Дмитриевич подошел к каждому и пожал руку. Этой традиции знакомства учителя физики с учениками уже 39 лет — ровно столько А.Д. Суслов работает в школе (из них 21 год — в гимназии). Учительское рукопожатие настраивает на дружеское общение. И на последнем уроке физики в 11-ом классе он снова жмет каждому ученику руку, как бы напутствуя во взрослую жизнь.
Свой первый год учительства после пединститута Анатолий Дмитриевич до сих пор вспоминает с улыбкой: «После института по распределения я попал в Каринскую среднюю школу. Меня, молодого специалиста, радушно приняли в коллективе. И до сих пор встречаю выпускников того первого года своей работы, они останавливают меня на улице, прекрасно помнят мои имя и отчество».
Самое яркое воспоминание Анатолия Дмитриевича из его школьной юности связано с несколькими последними днями, когда он еще был школьником. Тогда они всем классом отправились в поход на берег реки Белая Холуница. Сидели у костра, пели любимые песни, вспоминали школу. А заодно договорились, что ежегодно в один из этих дней будут устраивать встречу класса. И сдержали обещание!
Тяга к физике у А.Д. Суслова тоже из школы. Его учителями по этому предмету были Г.В. Копылова и В.Ф. Кудрявцев. Когда он сам начал работать в школе, они неусыпно следили за его становлением как учителя, помогали добрым советом. Были у него и другие наставники — В.А. Филипьев, В.И. Елькин. «Я прошел хорошую школу наставничества, и сейчас я не перестаю учиться у коллег чему-нибудь новому», — говорит мой собеседник.
Самые теплые слова об А.Д. Суслове может сказать его бывшая ученица, а ныне директор гимназии З.А. Баранова: «Анатолий Дмитриевич был для нашего класса не только учителем физики, но и классным руководителем. Как это ни странно, но именно под его чутким руководством я научилась мыть полы. У нас в кабинете физики всегда был идеальный порядок! Мы ходили в походы, посещали кружок юного кинематографиста, жизнь в нашем классе била ключом! А у Анатолия Дмитриевича на все хватало времени и сил! Этот человек однозначно выбрал профессию по призванию!»
В кабинете физики гимназии постоянно толпятся ребята, даже после уроков. Многие выбирают физику как выпускной экзамен. И это притом, что школа гуманитарная. В прошлом году, как рассказала З.А. Баранова, А.Д. Суслов был представлен к государственной награде — званию «Заслуженный учитель РФ». Все коллеги надеются, что в ближайшем будущем он удостоится этого звания.
А сам Анатолий Дмитриевич все свои успехи связывает со своими учениками и очень гордится их достижениями во взрослой жизни: «Многие мои ученики занимают высокие должности, нашли себя в самых разных отраслях — предприниматели, историки, военные… Большинство из них совершенно не связано с физикой. А я нисколько за это не в обиде. Главное для меня как учителя — воспитать учеников достойными людьми. А физика — всего лишь инструмент, которым я этого добиваюсь. За время работы у меня было более тысячи выпускников, более трехсот победителей всевозможных олимпиад по физике разного уровня вплоть до международного, более ста золотых и серебряных медалистов за годы работы в гимназии, — подводя итог, говорит А.Д. Суслов. — Я очень благодарен своим выпускникам, коллегам. Много наград и премий я получил не без их положительных отзывов, если бы не они, мое имя, наверное, не знали бы в разных вузах страны. Я ни на секунду не пожалел о том, что стал учителем».
Н. Фофанова.
«Слободские куранты»