Иван да Марья из Казани
Люблю неравнодушных людей. Иногда кажется, что они задуманы природой неслучайно. Поговоришь с ними — и на душе светло. А вроде бы ничего особенного и не случилось. Именно такие мысли меня посещали, когда мы возвращались в Слободской из c.Казань. В этом заметенном снегом местечке уже много лет живет семья Агеевых — Иван Андреевич и Мария Демидовна.
Агеевы в слободской Казани с 1972 года. Сегодня здесь немного людей живет — семь человек на 15 изб. Вместо водопровода — колодец. Один домашний телефон на всю деревню. В двух шагах от дома — лес и река Летка. Из благ цивилизации — разве что три уличных фонаря, появившиеся в селе недавно. Зато местные жители говорят, что с освещением как-то веселее стало, кажется, что народу много живет. А вообще жизнь здесь тихая и размеренная…
Ивану Андреевичу 82 года, но несмотря на почтенный возраст, он встретил нас на улице возле своего дома вместе с двумя четвероногими питомцами, поприветствовавшими городских гостей громким лаем. Мария Демидовна, которой на днях исполнится 80 лет, хлопотала в доме, поэтому, когда мы вошли, в небольшой комнатке на столе красовался самовар, тарелки с печеньем и пряниками. А мы привезли с собой торт. Такое угощение в Казани просто так не раздобыть — автолавка сюда не ездит.
— Ближайший магазин — в Сухоборке. Так это восемь километров от нас, — вздыхает Мария Демидовна.
Понятно, что пешком такую дистанцию пожилым людям преодолевать непросто, а тут еще их «Нива» сломалась. Выкручиваются, конечно: просят родных, соседей прихватить что-то по пути из города или из Сухоборки, иногда с почтой «продуктовые заказы» приносят.
А ведь когда-то Иван Андреевич по долгу службы лихим наездником был: лесником 33 года отработал, а им в былые годы не «уазики» давали по лесам колесить, а лошадей. И еще ружьишко малого калибра в придачу — не дай Бог встретить с таким вооружением медведя.
— Медведей встречал в лесу часто. Однажды, видимо, лось «засел» в болоте, так и погиб — не выбрался. А медведь его обнаружил, да и вытащил находку на сушу, сложил в яму, прикрыл мхом. Тут и ел, и спал — тайник охранял. А я по лесу шел. И вдруг прямо передо мной медведь встал! Не знаю, как успел сообразить: схватил ружье, да и пульнул метров с четырех в зверя. Попал в голову. Потом застреленного мишку шесть мужиков до деревни еле дотащили — кило на 400 тянул, — рассказывает, улыбаясь, Иван Андреевич. — Случалось встретить и медведицу с медвежатами, когда от других лесников в пути отбился. Хорошо, товарищи ее вовремя спугнули, не напала на меня.
Пока хозяин дома травил охотничьи байки, я невольно посмотрела на его супругу. Показалось, что не по душе ей такие рассказы слушать, будто было это на днях. Вспоминать страшно. Держатся супруги друг за друга крепко — 56 лет вместе, золотую свадьбу справили. Уж и дети, и внуки их давно выросли, тоже стали семейными людьми. А в далеком 1956 году Иван да Марья в сельском клубе познакомились. Так и жили все годы душа в душу, обустраивали семейный быт. И сейчас без дела не сидят.
— Летом я на рыбалку хожу и в лес по грибы, — говорит Иван Андреевич.
— Мы пока домашнюю скотину держим, у нас 5 овец, три козы, шесть куриц. Еще две кошки и две собаки. У Ивана пасека — 15 пчелиных семей. Так что «рабочий день» начинается в шесть утра, — продолжает Мария Демидовна.
А овец Агеевы держат неспроста. Иван Андреевич — пимокат со стажем. Валенки валяет с десяти лет. Пристрастился к этому делу с подачи отца. Тот тоже среди прочей скотины овец держал. Так что сырье для исконно русской обуви у них свое.
— Я валенки валял еще до армии вместе с отцом, а потом, как женился, стал заниматься этим самостоятельно. Бывало, много людей к нам с отцом обращалось, свою шерсть приносили. А сейчас у меня собственное сырье — я для валеночек только летнюю шерсть использую, поэтому они мягкие получаются, — объясняет нам хозяин гостеприимного дома.
Покупатели на такую продукцию и сейчас находятся, только вот заниматься любимым ремеслом пенсионеру все сложнее. Представьте: нужно с усердием трудиться два дня, чтобы изготовить пару валенок. Нелегкий труд. Может поэтому никто не решился перенять это редкое ремесло у Ивана Андреевича.
— Не хотят сейчас люди этим заниматься, тяжело, — с грустью в голосе говорит он.
Слово за слово, закипел у хозяйки самовар. Уселись мы за небольшим столом, на котором самое главное угощение — свежий мед с пасеки Ивана Андреевича. Агеевы называют этот медок «иванчаевым».
— Ваня, много ли тебе чая? — с нежностью в голосе обратилась Мария Демидовна к мужу, наливая кипяток в кружку с надписью «Дедушка». А у нее такая же, только с надписью «Бабушка».
Так и живут дедушка с бабушкой в скромной деревенской избе: на стенах — календари, в кухне — русская печь, которая по-прежнему угощает гостей блинами да пирогами, на полу — круглые половички из лоскутков, на окнах — цветные занавесочки. Коротают они день за днем в глухой Казани. И уезжать оттуда не собираются.
Н. Фофанова.
«Слободские куранты»