Когда часы пробьют полночь, карета такси превратится в …
Как только в предстоящую новогоднюю ночь часы пробьют 12 раз, принятый в России так называемый "Закон о такси" в полной мере вступит в свои права. И все машины, не имеющие специального разрешения на перевозку пассажиров (а такие бумаги выдаются не на водителя, а на конкретный автомобиль и действуют только в одном регионе), окажутся вне закона. Конечно, в тыквы, как в сказке про Золушку, такие транспортные средства в одно мгновение не превратятся, но все их можно будет по праву назвать "нелегалами", в отличие от проката машин в Алматы. Неудивительно, что многих слобожан уже сейчас интересует: что будет дальше с таксомоторным парком в городе? Избалованные за 10 последних лет многочисленными и недорогими местными службами такси, жители города и района уже не хотят отказываться от привычного комфорта.
До финиша дойдут не все
Мы выяснили: на сегодняшний день лицензию на право заниматься таксомоторными перевозками в Слободском получил пока лишь один предприниматель — Анатолий Николаевич Киселев, владелец такси "Виктория", хотя до нового года осталось чуть больше месяца. На днях такое же разрешение должен получить в департаменте дорожного хозяйства Кировской области еще один слобожанин — Алексей Николаевич Салтыков (такси "Молодежное"). Впрочем, эти бизнесмены работают в паре и являются компаньонами практически одной фирмы. ПО информации сотрудников ГИБДД, и некоторые другие предприниматели, занимающиеся сегодня таксоперевозками, закупают машины, собирают документы на лицензирование своей деятельности. Но многие ли из них успеют и, главное, захотят работать по новым правилам, пока неизвестно.
"Самое сложное условие в пресловутом "Законе о таски" — это то, что автомобиль должен быть обязательно в собственности предпринимателя или фирмы, под вывеской которой он работает, — считает А.Н. Киселев. — Ведь большинство слободских фирм такси являются, по существу, лишь диспетчерскими службами: набирают водителей с машинами со стороны и оказывают им исключительно информационные услуги — передают заказы. Два года назад мы тоже с этого начинали. Но вскоре поняли: компании нужны и свои автомобили. Сейчас у нас в собственности 6 новых иномарок, будем и дальше пополнять свой автопарк.
Для такси "Виктория" принятый закон не стал неожиданностью. Слухи о нем ходили давно, и мы были готовы к переменам — изначально практически к этому и шли. Еще до принятия документа в нашем штате появился медик, который осматривает водителей перед каждой сменой. Механик обязательно проверяет перед выездом все автомобили. На сегодняшний день мы уже оформили все необходимые бумаги, приобрели несколько таксометров, шашечки для крепления на борта машин (они у нас не нарисованные, а магнитные), фонари уже были. Так что к работе по-новому с 1 января такси "Виктория" вполне готово. Самым трудоемким в получении лицензии стал сбор многочисленных бумаг. Но мы решили не тянуть до последнего, и в итоге оказались первыми. Лично я считаю, что принятый закон о такси нашей стране необходим. Ведь кто-то должен нести ответственность за пассажиров. С точки зрения людей, пользующихся услугами такси, я бы даже дополнил закон еще одним пунктом: автомобили в таксопарке должны быть не старше пяти, максимум семи лет. А то сегодня некоторые слободские предприниматели принялись скупать для работы в такси старые машины. Какую же безопасность они смогут гарантировать в этом случае пассажирам? А именно безопасность, по моему мнению, должна быть во главе всех пассажирских перевозок".
Процесс пошел?
Процесс выдачи разрешений на право заниматься таксомоторными перевозками сегодня в России идет полным ходом. В столице их выдано уже более 9 тысяч. Получить этот документ в Москве можно бесплатно. В регионах дело продвигается намного медленнее, к тому же за лицензию здесь надо платить. В Кирове, например, такая ценная бумага обходится предпринимателям в 1000 рублей, в Новгородской области — 500 рублей, в Карелии — от 2000 до 3000 рублей, в Краснодарском крае — на порядок выше. Разброс цен большой. Но если сравнить с зарубежными аналогами, нам еще повезло. В Нью-Йорке, например, лицензия на перевозку пассажиров стоит 30 тысяч долларов, в Италии — 150 тысяч евро, в Париже — 200 тысяч евро. И число этих лицензий там ограничено, они передаются по наследству.
Больше всего споров при обсуждении закона в Кировской области вызвал будущий цвет автомобилей такси. Практически все перевозчики вятского края на созванном недавно в Кирове совещании, на котором присутствовали и слободские предприниматели, высказались категорически против единого желтого цвета с 2013 года, предложенного Правительством области. Ведь в этом случае дополнительные затраты на каждую машину составят от 30 до 70 тысяч рублей. На безопасность же пассажиров цвет авто никак не повлияет.
11 ноября бурно обсуждали этот вопрос и члены рабочей группы Законодательного Собрания Кировской области, в итоге они вновь так и не пришли к единому мнению. Специалисты ГИБДД и транспортного департамента настаивали на том, чтобы такси были желтыми, поскольку единый цвет позволяет их выделять из транспортного потока. Да и освещенность дорог в регионе оставляет желать лучшего, а желтый виден издалека. Их оппоненты предложили: если контролирующим органам так необходима "узнаваемость" такси, ввести несколько цветов, чтобы у организаций, занимающихся перевозками, был выбор. В итоге к обсуждаемой теме решили вернуться в декабре, когда будет сформирован пакет юридически оформленных поправок в областной закон.
Мы будем жить теперь по-новому
Сегодня никто не скрывает, что закон о такси изначально принимался с целью избавиться от так называемых "бомбил". Но если в Москве таковых насчитывается 80%, в Кирове — примерно половина, то в провинциальном Слободском — считанные единицы. Ведь в нашем городе и районе мало кто ловит такси на улице. Большинство звонит по известным телефонам и заказывает машину у диспетчера. Однако жить по новым правилам придется всей большой стране. И платить с 1 января большие штрафы за провинности — тоже. К примеру, подвез сердобольный владелец автомобиля соседку до дома и взял с нее за это деньги — уже незаконный извоз, штраф 5 тысяч рублей, взял попутчика до Кирова — та же история.
"Изменения в КоАП РФ вступят в силу с 1 января 2012 года, — прокомментировал старший госинспектор технического надзора Слободского отделения ГИБДД В.А. Верстаков. — С этого дня штрафы на водителей такси за различные нарушения будут составлять от 1 до 5 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей — до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — до 200 тысяч рублей. Так что не выполнять все требования закона перевозчикам окажется себе дороже. А нелегальным "бомбилам", если таковые у нас найдутся, уверен, работать окажется невыгодно: выручка окажется меньше назначенного штрафа.
Приход Нового года не означает, что прямо 1 января контролеры массово начнут беспокоить таксистов, ведь 294-й закон о Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей еще никто не отменял. Думаю, все будет проще: остановил сотрудник ГАИ машину, проверил документы, и если есть нарушение, в том числе в плане перевозок на такси — будет составляться административный протокол. Обязательно подключится к контролю выполнения закона и так называемая транспортная инспекция — Управление по дорожному надзору. Конечной задачей всех этих служб будет наведение на дорогах порядка, которого должно стать больше".
Поторгуемся?
Сегодня кировские СМИ во всеуслышание заявляют: цена за проезд в такси после 1 января увеличится в 2-3 раза. Ведь, как известно, получение специального разрешения на осуществление пассажирских перевозок выдается только при соответствии таксопарка новым повышенным требованиям: наличие таксометра, специальной цветографической схемы на бортах, фонаря оранжевого цвета на крыше. Кроме того, каждый таксист обязан будет иметь водительский стаж не менее 5 лет, проходить ежедневный медосмотр перед рейсом, ежегодную переподготовку и т.д., необходим техосмотр автомобиля каждые полгода. Все это требует дополнительных затрат. Тем не менее с таким пессимистическим прогнозом относительно глобального роста цен согласны не все слободские перевозчики.
"В Слободском цены на проезд в такси уже поднялись с 10 октября, — рассказывает А.Н. Салтыков, хозяин такси "Молодежное". — Сейчас поездка по городу обходится слобожанам не в 60, а в 70 рублей. Думаю, с 1 января в связи с понесенными затратами на подготовку к требованиям закона о такси цены могут повыситься еще процентов на 20, но никак не в разы. Иначе наши люди просто не захотят пользоваться такой дорогой услугой. Ведь большинство провинциалов рассуждает, к сожалению, так: лучше на ржавой "копейке" за 50 рублей, чем за 70 рублей на новой иномарке. Думаю, фирм такси в Слободском после 1 января должно стать меньше, сократится и число машин, готовых перевозить пассажиров. Ведь если сейчас автомобилями с шашечками может управлять кто угодно, то после Нового года выживут лишь самые подготовленные".
Впрочем, унывать слобожанам не стоит. Не зря же гласит народная мудрость: свято место пусто не бывает. Если будет спрос — обязательно появится и предложение. Расслабиться, особенно по выходным и праздникам, жители нашего города и района любят. А где отдых — там без привычного такси уже не обойтись. Так что с наступающим Новым годом, слобожане!
Н. Вачевских.
"Слободские куранты"