Мы еще полетаем
В минувший четверг в городе работал ведущий инженер авиационно-технической базы ОАО «Кировское авиационное предприятие» Г.Ю. Лепешкин. Он принял участие в обследовании состоянии самолета на ул.Советской. Помогал ему бывший воин-афганец, учитель лицея №9 И.Н. Харин. За ходом дела наблюдали журналисты слободских и кировских СМИ.
Как пояснил глава города Е.А. Рычков перед началом экспертизы, вопрос о том, что самолет обветшал и представляет угрозу для людей, возник давно, многие слобожане предлагали в целях безопасности убрать самолет. Однако АН-24 стал частью истории нашего города и расставаться с ним жаль. «Поскольку я отношусь к категории слобожан, которые против сноса самолета, то начал общественную дискуссию о его дальнейшей судьбе, а также обратился к генеральному директору Кировского авиапредприятия А.С. Андрейчуку с просьбой провести обследование давно не летающей машины», — сообщил А.Е. Рычков.
Проникнуть в салон АН-24 через входные люки оказалось делом неосуществимым, ни один из них открыть не удалось, пришлось воспользоваться аварийным люком — внутрь машины оба исследователя протиснулись через его разбитый иллюминатор. Затем с помощью автокрана они побывали на крыльях самолета.
Спустившись на землю, И.Н. Харин поделился впечатлениями: «Люки открыть нереально — все проржавело, кресел нет, от пульта управления ничего не осталось. На полу слой земли, валяются бутылки». Оценка технического состояния объекта кировским экспертом оказалась более оптимистичной: «Все не так страшно, самолет в приличном состоянии, в ближайшие годы у него не отвалятся ни крылья, ни хвост. На стыках подъемной и съемной частей крыльев все нормально. Срок годности этого металла 45 лет. Еще недавно такой же АН-24 из Кирова в Москву летал, до сих пор в Нарьян-Мар летает».
Подводя итоги, Е.А. Рычков сообщил журналистам: «Судя по первоначальному заключению специалиста, самолет еще несколько лет сможет послужить в качестве памятника. Но теперь очевидно, что нужно прекратить его дальнейшее разрушение. Директор Кировского авиапредприятия обещал помочь и вставить на зиму выбитые иллюминаторы. Однако как главе города мне очень хочется, чтобы этот объект стоял не просто памятником непонятно чему, а был полезным для слобожан. Может быть, кто-то из представителей бизнеса отважится все-таки реализовать идею с кинотеатром или разместит здесь турагенство? Если же таковых не найдется, ближе к лету будем решать вопрос о покраске самолета, она обойдется ориентировочно в 100 тысяч рублей».
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»
Водитель самолёта
Широкий читательский отклик вызвала публикация «Мягкой посадки», напечатанная в «СК» 22 октября, где мы рассказали историю стоящего на улице Советской самолета. Позвонив в нашу редакцию, слобожанин А.М. Малых, к примеру, сообщил, что был очевидцем необычного передвижения АН-24 по ильинской трассе. А также уточнил, что самолет приземлился в с.Ильинском на запасном аэродроме, который в те годы время от времени принимал «кукурузники», опылявшие окрестные леса и поля.
Вскоре раздался особо жданный звонок — жительница д.Стулово Татьяна Александровна Мерзлякова сказала, что за рулем буксировавшего самолет из Ильинского в Слободской К-700 находился ее муж Геннадий Алексеевич. «В ПМК-14 он отработал 20 лет и всегда был на хорошем счету, награжден как «Лучший работник Слободского района», — начала свой рассказ моя собеседница. — Муж был безотказным обязательным человеком, ему доверяли сложную технику. К сожалению, уже 16 лет его нет в живых — в конце мая 1995 года Гена погиб на работе. Ему не было и 46-ти.
Трагедия случилась под Кировом, где рабочие ПМК-14 копали пруд. Стояла жара. Гена облился соляркой и начал вначале одежду стирать, а потом и сам с бережка в пруд нырнул. Время было обеденное — кто-то дремлет, кто-то курит, хватились его минут через 40, когда тело уже всплыло. Здоровый мужик, ничем не болел, жить бы да жить — врачи сказали, что судорогой ноги свело.
Я «Слободские куранты» не выписываю, мне сноха Галина Михайловна позвонила и говорит: «Знаешь ли, что про Гену нашего пишут?» Я когда прочитала, не раз всплакнула, вспомнила тот день, когда он самолет тащил. Это была суббота, выходной, я его долго ждала, тревожилась. Он ушел из дома рано утром, а вернулся в 10-ом часу вечера. Весь на эмоциях, глаза горят. Спрашиваю его: «Почему так долго?» Отвечает: «Что, не знаешь, какие дороги в Слободском? Трасса оказалась уже, чем расстояние между колесами самолета. Перевернись он — мой К-700 точно так же бы лег, они ведь по весу одинаковые». У него даже седые волосы на голове после этого появились, не так это просто.
У меня вырезка из старой газеты сохранилась, где Гена стоит у самолета. Он фотографироваться не любил, всего несколько фотографий осталось — на них он молодой: тут мы с ним перед свадьбой, а это фото на документы сделано за год до смерти. Отца у мужа в 45 лет задавило трактором на работе, мистика, но сын повторил его судьбу. Оба Гениных брата, Николай и Виктор, шоферы. Наш сын Александр тоже долгое время работал водителем, сейчас ремонтирует импортные автомобили. У нас есть еще старшая дочка Ирина, подрастают четыре внучки. То, что дети рано остались без отца, очень сильно на них сказалось. Нам и сейчас его очень не хватает.
А самолет — это неплохая достопримечательность Слободского. Мы с подругами когда соберемся, то договариваемся: «Встретимся у самолета». Я в том районе бываю редко, но когда мимо проезжаю, всегда вспоминаю мужа — это он привез самолет, он приятное для города Слободского сделал. Отличная была идея — устроить в фюзеляже место для отдыха слобожан. Жаль, что она так и не воплотилась в жизнь».