Меню для гимназиста
«А у нас в столовой и на стенах витамины!» — наверняка недавно нечто подобное могли слышать родители гимназистов. Прямо перед Днем учителя в этой школе открылся после капитального ремонта новый буфет-раздаточная. И теперь там везде витамины: и в тарелках с калорийными горячими супами, и на стенах (последнее — задумка дизайнеров).
На прошлой неделе взглянуть на обновленный буфет смогли и родители — члены Попечительского совета, а также представители администрации города. Привычный нескольким поколениям гимназистов интерьер столовой сменился на новый, яркий: желтые столы, каждый из которых сервируется новой белой посудой, оранжевые табуреты, на стенах действительно — как элемент дизайна — в разноцветных кружках под потолком названия витаминов — А, В, С и др. Для педагогов — отдельный небольшой обеденный зал. Ощущение, что попал в какое-то детское или молодежное кафе не из категории дешевых. Но в меню школьного буфета цены не «кусачие». Например, тарелка горячего борща или порция риса стоит порядка четырех рублей, а стакан компота — и того меньше.
«Прежний пищеблок такого восторга не вызывал, но благодаря муниципальной программе «Школьное питание», на которую удалось привлечь средства из областного и федерального бюджетов, в городских школах стали решаться и эти проблемы. В 2010 году по программе мы отремонтировали полы в буфете, купили холодильное оборудование и посуду, разработали дизайн-проект», — рассказывает директор гимназии З.А. Баранова.
В 2011 году в гимназии появились новая линия раздачи, мебель, термопорты для перевозки пищи, которые сохраняют ее горячей, а доставкой питания в школу занимается ООО «Коммунальное хозяйство». На модернизацию буфета за два года школе было выделено 2 млн. 802 тысячи рублей.
«Ученикам теперь так нравится горячее питание, с удовольствием едят супы, хлеба на столах не хватает иногда, добавки просят!» — делится впечатлениями З.А. Баранова.
Как рассказала заместитель директора гимназии по воспитательной работе Т.Ю. Пушкарева, проблем с организацией питания в школе стало меньше и потому, что с 17 октября в этом учебном заведении, как и в других школах города, установили специальные терминалы. В конце недели родители кладут на счет своего чада деньги на питание на следующую неделю. В гимназии эта сумма — 200 рублей, т.е. 35 рублей в день. В пятницу ответственный за питание человек делает заявку в обслуживающую организацию, а в понедельник, начиная со второй переменки, школьники будут прибегать в буфет, где уже накрыты столы и вкусно пахнет. Так, пожалуй, гимназисты начнут ставить в пример вечно спешащим родителям, кормящим их дома полуфабрикатами из ближайшего магазина, аппетитные наваристые борщи из школьной «столовки».
Н. Фофанова.
«Слободские куранты»
Безналичные обеды
О пилотном проекте по внедрению автоматизированной системы безналичной оплаты и контроля денежных средств в слободских школах рассказывает заместитель главы администрации города И.В. Желвакова.
Обязанности педагога
В сентябре во всех школах города прошли общешкольные родительские собрания, на которых до родителей была доведена информация о внедрении в учебных заведениях системы безналичных расчетов за питание. Чем вызвана необходимость осуществления данного проекта?
Начнем с того, что в любом учреждении и на любом предприятии у специалиста, сотрудника есть должностные обязанности. Есть такой функционал и у классного руководителя, освобожденного воспитателя, тьютора. Так вот, в документах, регламентирующих обязанности классного руководителя, нет и вряд ли когда-либо появится обязанность по сбору денег за питание детей в школе. С советских времен мы привыкли к сложившейся системе, и поэтому ее изменение вызывает у большинства родителей недовольство. Никто не задумывается, сколько времени тратит классный руководитель на учет и сбор денег, сколько неудобств испытывает, не получая за данную функцию денежного вознаграждения. В идеале, принимая деньги от родителя или ребенка, классный руководитель должен выдать какой-либо документ (расходный кассовый ордер) о том, что деньги приняты. С другой стороны, никто не пытается заплатить за пребывание ребенка в детском саду непосредственно воспитателю, за услуги дополнительного образования родители также оплачивают квитанции вне учреждения. При этом у родителей есть выбор — оплатить квитанцию в кассе МУП «Управляющая квитанция» с 1% комиссионных или через банк с 3% комиссионных.
Мы не могли раньше решить проблему ухода от сбора денег за питание педагогами в школе, так как не существовало вариантов ее решения. Теперь варианты появились.
Нижегородская «Аксиома»
Опыт внедрения данной системы безналичной оплаты был представлен регионам-участникам федеральной программы модернизации школьного питания в г.Саранске в марте. Совещание с представителями регионов — участников программы проводилось Министерством образования России.
Мы делали предложение сотрудничать в данном вопросе одной кировской и одной слободской фирмам, но предложение кировской фирмы отклонили мы (нас не устроили их условия), слободская фирма сама отказалась от сотрудничества. Тогда мы пригласили нижегородскую фирму ООО «Аксиома» на совещание с руководителями школ и представителями предприятий общественного питания, которые занимаются организацией питания в школах, и рассмотрели возможные варианты сотрудничества. К слову, Правительство Мордовии тоже сотрудничает с этой фирмой.
Карта платит и пропускает
Проект будет внедряться постепенно. Первый этап — разъяснительная работа с родителями, педагогами, обучение ответственных за питание — позади, как и второй этап — установка терминалов в школах, апробация формирования заявок ответственными за питание. Третий этап — установка буфетного терминала в школе №14 и апробация использования Карт школьника.
В перспективе мы рассматриваем вариант использования карт школьника в качестве пропуска в школу. При установке специальных турникетов ученик, входящий в школу, прикладывает карту к специальному считывающему устройству, на экране монитора появляется его фото, фамилия, имя и класс, то же самое и на выходе из образовательного учреждения. Директор школы оперативно владеет информацией о количестве детей, пришедших в школу, родитель при желании может получать услугу sms-информирования о времени прихода и ухода из школы своего ребенка.
Никакой «наличности»?
Родители забеспокоились: а за наличный расчет сегодня в школьных столовых обслуживают? Безусловно. Проект пилотный, сразу исключить наличные деньги невозможно. Организованно (т.е. дети садятся за уже накрытые столы) в школах, как правило, питаются учащиеся 1-9 классов. Старшеклассники приобретают обед через линию раздачи, поэтому должность кассира в школьных столовых не упразднена, наличные деньги в пищеблоках присутствуют. Но конечная цель проекта — перевод всех учащихся на карты и исключение оборота наличных денег в школьных столовых. Почему так? Я думаю, многие сегодняшние родители помнят себя в школе, когда, став постарше, мы тратили деньги, выданные родителями на обед, по своему усмотрению. Возможно, питались в школе, но брали не обед, а чай с булочкой, а остальную наличность тратили на другие свои нужды. Поэтому, положив деньги на лицевой счет ребенка, родитель может быть уверен, что потратить выделенную сумму его чадо может только на питание в школе, а не на чипсы и сухари в ближайшем магазине или что-то другое.
Сбой в работе
Родители жаловались на сбои в работе терминалов. Действительно, в разное время не функционировали терминалы в гимназии и в школе №14. Я не специалист в технических вопросах, но после приезда менеджера мне объяснили причины: в том и другом случае — неправильное обращение с терминалом. Для устранения неполадок понадобилось несколько часов, но родители, безусловно, испытали неудобства. Я приношу за это свои извинения. В настоящее время руководство фирмы заключает договор с жителем нашего города на обслуживание терминалов, и все технические неполадки будут устраняться оперативно, не дожидаясь приезда специалистов из Нижнего Новгорода. Внедрение системы безналичных расчетов за школьное питание — дело новое и, конечно, не может обойтись без недочетов. Но, я уверена, как только система начнет работать слаженно, она себя оправдает.