Мягкой посадки
Представители городской власти озабочены состоянием объекта, который в последнее время стал представлять угрозу безопасности жителей города, особенно маленьких граждан. Речь идет о самолете, который был установлен летом 1983 года на углу улиц Советская и Железнодорожная вблизи остановки «Гастроном».
Нельзя ждать трагедии
Как рассказал глава города Е.А. Рычков корреспонденту «СК», принято решение о сносе этого нелетающего объекта. Сроки пока не определены, но обследование состояния и оценка самолета будут сделаны в ближайшее время. «Он будет сдан в металлолом, причем я ставлю задачу, чтобы сумма с продажи была максимальной, она пополнит городской бюджет. А главное, демонтаж обезопасит горожан, — подчеркнул Евгений Анатольевич. — Очень не хочется, чтобы в нашем городе на ровном месте произошла авиационная катастрофа, итак в последнее время они постоянно случаются в воздухе. Я в свое время закончил Кировский авиационный институт и не понаслышке знаю, что представляют собой старые машины и что такое «усталость металла». Самолет был уже списан, когда появился в Слободском, а за 28 лет стояния под открытым небом, под дождем и на морозе, вовсе обветшал и в буквальном смысле представляет реальную угрозу — может обрушиться в любой момент и убить или покалечить человека, и то и не одного. Недавний случай, когда в Нововятске упало старое здание и придавило людей, тому подтверждение. Наступает зима, старый металл может не выдержать снеговой нагрузки, а ведь под крылом самолета за день проходит не одна сотня людей — место это бойкое, остановка рядом. Слышал, что пацаны внутрь лазят, стекла выбитые видел — а если им вздумается костер там развести?
Слышал разные мнения слобожан по поводу демонтажа самолета. Этот вопрос уже вставал на городской Думе три года назад. Помню, как один из депутатов прошлого созыва высказался тогда против этой идеи, мол, многие дети, живущие в Слободском, не летали на самолете, но хотя бы могут разглядеть его вживую и знают, что представляет собой эта техника. Но даже ради благой идеи изучения самолета юными слобожанами я не могу рисковать их жизнями и не хочу, чтобы кто-то оказался под обрушившимися ржавыми обломками. Чтобы отремонтировать аппарат, нужны миллионы — не вижу смысла вкладывать деньги в металлолом».
АН-24 свое отстоял
«15-тонный АН-24 несет нешуточную угрозу для жизни, а вот страшного в его сносе ничего нет, — считает экс-заместитель главы администрации города Л.И. Чашников, в 1982-89 годах работавший председателем Слободского горсовета. — Это же не памятник, он не имеет в своей биографии никакой исторической или идейной подоплеки. В фюзеляже авиалайнера планировалось открыть детский кинотеатр, это была общая идея горкома партии и администрации города — нам хотелось создать в Слободском интересную «изюминку». А поскольку в Свердловске в аналогичном самолете сгорели дети, мы отказались от воплощения проекта, а АН-24 остался просто одним из интересных экспонатов на улицах города. Прошло почти 30 лет, за это время его никто не обследовал, не мыл, не укреплял. Реально, что под снеговой нагрузкой у него могут отпасть крылья. Надо признать — свое самолет отжил».
Как он к нам прилетел?
Выслушав мнение двух слободских чиновников: того, кто ставил самолет и кто намерен его убрать, — корреспонденты «СК» решили узнать точки зрения проходящих мимо слобожан. Судя по большинству ответов взрослых и подростков, они ничего не потеряют, если снесут самолет, тем более, что речь идет о безопасности людей. Варианты ответов маленьких детей были намного разнообразнее: например, поступило предложение установить вместо самолета корабль; прозвучал вопрос, сколько стоит самолет и можно ли перевезти его на свой двор. Один мальчуган с воодушевлением рассказал, как сильно нравился ему самолет, и будет жаль, если он его больше не увидит. А другой поинтересовался: как он к нам прилетел?
Этот вопрос стал поводом вспомнить историю летной биографии нашего АН-24 и его прибытия на слободскую землю. Напомним ее читателям. Самолет-«пенсионер» АН-24 с бортовым номером 46758 раньше трудился в Ижевском авиапредприятии, налетал 40 тысяч часов — возраст предельный для данной серии АНов. Совершил 29999 посадок, последняя, 30-тысячная, была проведена им в 15 часов 15 июля 1983 года на огромном поле между Ильинским и Рыбопитомником. Там обычно пасли совхозных коров, а для приема самолета укатали посадочную полосу, обозначенную белыми флагами и необходимыми знаками из белых полотнищ. Среди автомашин, выстроившихся вдоль полосы, находились оранжевый «уазик» с надписью «Руководитель полетов», машины «скорой помощи» и пожарной службы. Последний полет из аэропорта Победилово в Ильинское на АН-24 совершил экипаж Кировского авиапредприятия. Появившись в небе, АН-24 пронесся над полосой и ушел в сторону Белой Холуницы. Когда появился вновь, посадочным курсом зашел на полосу и вновь левым разворотом набрал высоту и скрылся — это была пристрелка. Только затем, после разрешения руководителя полетов, самолет благополучно приземлился на грунтовую полосу.
Операция «Самолет»
Дальнейшая уникальная транспортировка АН-24 по автомобильной трассе в Слободской тоже стала достоянием истории. Это было 13 августа, в субботу. Штаб операции «Самолет» возглавил секретарь горкома партии Г.В. Копылова. В ней приняли участие работники автоколонны 1215, МПМК, ДРСУ, ГАИ. У АН-24 сняли крылья — облегченный он весил 12 тонн, на тонну больше составляла масса мощного трактора-буксировщика К-700, которым управлял самый опытный механизатор ПМК-14 Г.А. Мерзляков. Вместе с ним в кабине трактора находились инженеры-механики Кировского авиапредприятия М.Н. Ванеев и А.Н. Шилов. Авиационные техники В.Б. Крестьянинов и Л.С. Рубцов координировали передвижение, находясь в кабине самолета. Радиосвязь между экипажами трактора и АН-24 осуществлялась с помощью бортового самолетного переговорного устройства.
Трудности буксировки теперь забылись, напомню только о мастерстве водителей. Дело в том, что ширина проезжей части дороги составляла 8 метров, а размах крыльев с отнятыми консолями — 9,4 метра. Как свидетельствует хронология, в 5.30 самолет выехал из Ильинского. Много сил и времени отнял мост через Вятку. В 13.00 АН-24 прибыл на место своей стоянки в Слободском, позднее его подняли на три опоры на высоту 2,5 метра над землей.
Эти давние события помогли вспомнить заместитель главы администрации Ильинского сельского поселения Е.А. Османова и директор МУП «Благоустройство» А.А. Копытов, а также публикация в газете «Ленинский путь». К сожалению, не удалось найти фотографии главного участника тех событий Г.А. Мерзлякова. Возможно, кто-то из читателей «СК» поможет нам в этом, а также выскажет свое мнение по поводу затронутой темы.
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»