Первоклассная инструкция
До начала учебного года остались считанные дни. И больше всего волнения перед этой важной датой испытывают первоклассники и, конечно, их родители. Как подготовить и настроить будущего ученика к новой для него деятельности? Как сделать так, чтобы праздник 1 сентября запомнился надолго? Что предпринять, чтобы адаптация к школе прошла для неопытного ученика легче и быстрее? Помочь родителям разобраться во всех этих непростых вопросах мы попросили педагога-психолога средней школы №7 г. Слободского Г.В. Косныреву.
— Галина Владимировна, должны ли родители готовить будущего первоклассника к школе? Каким образом? И когда стоит это начинать?
— Начинать готовить ребенка к школе нужно примерно за год до поступления в первый класс. Самая главная задача родителей при этом — создать у малыша благоприятное отношение к учебе и учебному процессу, сформировать положительный имидж учителя. Очень большую помощь при подготовке и адаптации ребенка играют школы развития. Они существуют сегодня во всех учебных заведениях города. Посещая подготовительные курсы, ваш сын или дочь смогут лучше и быстрее привыкнуть к будущим учителям, одноклассникам, требованиям педагогов, научиться усидчивости. Школа развития — это большое подспорье и при адаптации дошкольника к новому, учебному, режиму: именно там время для них впервые начинает делиться на уроки и переменки.
— По каким параметрам можно определить, готов ребенок к школе или нет?
— Во-первых, малыш должен хотеть идти в школу. Во-вторых, он должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми. В-третьих, в физическом плане он должен быть здоров и вынослив. В-четвертых, у него должна быть сформирована речь. К сожалению, в последнее время у нас появилось немало детей с логопедическими нарушениями, это значительно влияет на их дальнейшую учебу. И последнее: умственное развитие малыша должно соответствовать возрасту. В некоторых учебных заведениях приветствуется, чтобы ребенок к школе умел читать, но закон этого не требует. Если читает — хорошо, знает только буквы — и это неплохо. В конце концов, 1-й класс для того и предназначен, чтобы обучить детей грамоте.
А вот общая осведомленность об окружающем мире у будущего первоклассника должна быть: он должен считать до десяти, уметь заучивать стихи, составлять рассказы по картинке, знать, как зовут маму и папу, в каком городе он живет, понимать, что существуют времена года, и т.д. Не стоит переживать, если ваш ребенок в чем-то уступает сверстникам. Ваше беспокойство обязательно передастся ему, и это не пойдет на пользу.
— Что бы Вы посоветовали тем родителям, дети которых не попали в первый класс лицея или гимназии?
— Самое главное, чтобы сами родители не расстраивались из-за этого и, конечно, не показывали своего разочарования детям. В этом случае важно не потерять положительного настроя ребенка на учебу. Ни в коем случае у малыша не должна упасть собственная самооценка, он не должен чувствовать дискомфорта оттого, что пойдет в другую школу. И здесь очень важна поддержка родителей. Говорите ему, что он самый лучший, что вы его любите, просто школу развития он прошел в одном заведении, а учиться будет в другом, не менее достойном и хорошем. Я бы посоветовала родителям заранее давать детям установку на возможность такого результата, если они посещают подготовительные курсы инновационных учебных заведений.
— Школьная форма — это хорошо или плохо? И какой она должна быть для первоклассника?
— Мое мнение — школьная форма нужна. Она дисциплинирует, организует ученика. Надевая ее, ребенок с самого утра настраивается на рабочий лад. А пришел домой, снял костюм, повесил на плечики — значит, рабочий день для него закончился. Все, как у мамы с папой. К тому же при наличии школьной формы стираются социальные различия между учениками, все дети становятся примерно одинаково одетыми. И в материальном плане для родителей выгодно один раз купить форму на целый год, вместо того, чтобы каждый месяц покупать новую одежду, т.к. у подружки появилась еще одна кофточка.
Сейчас многие учебные заведения в Слободском постепенно, но неотступно начинают вводить школьную форму. У нас в школе №7, например, все ученики с 1 по 11 класс ходят в ней уже третий год. При этом речь идет только об обязательности цвета одежды. Его каждый класс выбирает сам: черный, синий, серый, бордовый, малиновый — главное, чтобы он был строгим и спокойным. Вариации самой одежды могут быть разными: пиджак, юбка, сарафан, костюм. Сегодня в нашей школе на учениках не встретишь ни джинсов, ни спортивных брюк. А значит, они с детства понимают, куда и как нужно одеваться, приучаются к строгому, деловому стилю.
В отношении тканей для формы первоклассника, конечно, необходимо выбирать натуральные материалы: хлопок, шерсть, вискозу. Одежда, которая соприкасается с телом, лучше только из хлопка. Малыши много двигаются, у них усилено потоотделение, поэтому в синтетике их организм целый день просто не выдержит. Кроме того, одежда не должна стеснять ребенка и мешать ему двигаться.
— Существует много мнений специалистов как «за», так и «против» группы продленного дня. Что, на Ваш взгляд, лучше для маленького ученика: несколько лишних часов провести в школе под присмотром учителя или отдохнуть от уроков дома в одиночестве?
— На мой взгляд, продленка — это хорошо. Это время не учебы, а отдыха и, самое главное, неформального общения с учителем и своими одноклассниками. Именно там ваш малыш сможет быстрее найти себе друзей, побывать на различных массовых мероприятиях, попробовать себя в школьных кружках, отыскать свое хобби. Особенно важно это в первом классе, когда коллектив только начинает формироваться. Обычно с помощью продленки и привыкание к школе проходит у детей легче: они приносят в класс игрушки, начинают ими меняться, играть в настольные игры, т.е. занимаются практически тем же, чем еще недавно в детском саду.
Если же первоклассник из-за кружков, секций или по другой причине не может посещать группу продленного дня, родителям в этом случае стоит контролировать его хотя бы по телефону. Проведите с ним беседу: что он должен делать, придя из школы, расскажите, почему нельзя впускать в квартиру незнакомых людей. Позвоните в течение дня и переспросите лишний раз, закрыл ли он дверь на замок, покушал ли. Обязательно оставьте на видном месте номера телефонов экстренных служб, мамы, папы, других родственников, к которым в случае необходимости он может обратиться за помощью. Такой контроль я бы рекомендовала проводить для учеников не только первого класса, но и всей начальной школы, и даже детей постарше.
— Как правильно организовать школьное место для ученика?
— Каждому школьнику желательно иметь дома свой персональный уголок: стол, стул, которые соответствуют росту ребенка. Если такой возможности нет, освободите имеющийся стол от всего лишнего и обеспечьте ребенку возможность поработать на нем. Обязательно слева должна быть настольная лампа. Желательно, чтобы и естественный свет падал или с левой стороны, или прямо. Чтобы уменьшить нагрузку на зрение, для первоклассника необходима подставка для книг. В пределах досягаемости ученика должна быть и полка с учебниками и тетрадками.
Никаких отвлекающих моментов! Телевизор и компьютер должны быть обязательно выключены. На столе не должны стоять игрушки, рамки для фотографий и т.д. Обязательно определите место для портфеля — оно должно быть постоянным. Задания ученик должен выполнять в тишине, через каждые 10-15 минут — перерыв также минут на 15. В это время ребенку необходимо отвлечься: попрыгать, потанцевать, поиграть, чтобы потом снова сесть за учебу. Выполнение всех уроков лучше всего закончить до 6 часов вечера.
В первое время, хотя бы с месяц, желательно, чтобы первоклассник делал уроки вместе с родителями. Он еще не привык организовывать свою работу. Поэтому мама должна ему подсказать, как сесть, где что у ребенка лежит, что и зачем ему необходимо делать. Постепенно ваш ученик научится все выполнять самостоятельно. Помните: как он привыкнет делать домашние задания в первом классе, так и будет выполнять их в дальнейшем.
— Какие советы Вы бы дали родителям при выборе школьных принадлежностей для первоклассника?
— Обязательно выбирайте их вместе с ребенком, особенно самые основные — рюкзак, пенал. Представьте, что вы купили портфель, который не по душе малышу, и каждый день ученик будет надевать его без удовольствия. Подсказывайте своему сыну или дочери, помогайте с выбором, но окончательное решение дети должны принять сами.
Конечно, для сохранения правильной осанки школьникам лучше всего подойдет рюкзак. Он должен быть непромокаемым, со специальной пропиткой, из прочных материалов, с твердой спинкой. Его замочки не должны быть тугими, чтобы ребенок сам легко мог их закрыть и открыть. Замечательно, если на рюкзаке первоклассника имеются светоотражающие элементы или наклейки — зимой темнеет на улицах рано, и неопытного пешехода в этом случае легче будет заметить водителям машин. Лучше всего выбрать качественный рюкзак, который не развалится при первой же нагрузке, ведь дети могут его и подбросить, и пнуть.
Ручки для письма необходимо выбирать шариковые, простые, недорогие, но их надо иметь несколько — малыши часто их ломают и теряют. То же касается и карандашей. Пенал ученика должен быть мягким, удобным, чтобы он не шуршал, не гремел и самопроизвольно не раскрывался.
— Как следует организовать 1 сентября родителям первоклассника?
— К Дню знаний у будущего ученика необходимо создать атмосферу праздника. Поэтому подготовку к нему лучше всего начать заранее: рассказывайте всем родным и знакомым в присутствии ребенка, что это очень значимое событие для всей вашей семьи, заранее подготовьте школьную форму, закупите все необходимые канцтовары. Покажите первокласснику свои школьные фотографии, расскажите что-то хорошее о годах учебы мамы, папы. Пусть ребенок чувствует, что родители рядом, они переживают и радуются за него. Постарайтесь отметить этот день не менее торжественно, чем день рождения малыша — так, как это принято в вашей семье: с шариками, тортом, фотографиями на память или выходом на природу. Пусть самое первое в жизни 1 сентября запомнится ребенку надолго и не принесет разочарования от напрасного ожидания. Ведь это задел на успех всей будущей учебной деятельности каждого маленького человечка.
Записала Н. Вачевских.
«Слободские куранты»
И еще несколько важных советов родителям первоклассников:
» Никогда не ругайте школу или учителя в присутствии ребенка, чтобы не уронить в его глазах их авторитет.
» Не стоит поддаваться популярному в последнее время течению и отдавать ребенка в школу с 6-ти лет, особенно, если ему не исполнилось даже 6 с половиной. Бывают исключения, но чаще всего такие дети в силу своего возраста сложнее адаптируются к учебному процессу.
» Приучите ученика обязательно складывать портфель с вечера, в первое время родители должны в этом ему помогать.
» Хотя бы первые недели две, а то и месяц, обязательно провожайте ребенка в школу и встречайте. Он должен изучить безопасный маршрут от дома до учебного заведения. Да и психологически малыш чувствует себя более комфортно в первые дни учебы рядом с родителями. Однако нести за него по дороге в школу портфель не следует.
» Режим дня — залог успеха для ученика. Заранее подготовьте ребенка к будущему распорядку: укладывайте вовремя спать, давайте кушать в определенное время, занимайтесь, гуляйте.
» Если после возвращения из школы ваш первоклассник желает поспать, организуйте ему дневной сон. Так проявляются у некоторых детей эмоциональные переживания и адаптация к новой деятельности.