60 неМалых лет
В этом году цифра 60 преследует слобожанина Александра Михайловича Малых повсеместно: ровно столько он прожил в браке со своей супругой Верой Ивановной, шесть десятков лет составляет его водительский стаж и столько же он является подписчиком районной газеты «Слободские куранты».
«Ленинский путь» я начал выписывать с 1951 года, как вернулся из армии, с тех пор перерыва не было — всегда читаю вашу газету, — начал разговор Александр Михайлович, позвонив в редакцию «СК». — Было время, когда полный почтовый ящик корреспонденции получал, теперь выписываю только «Слободские куранты». Мне в августе исполнится 85, но за тем, что происходит в стране и городе, слежу регулярно, телевизор смотрю, новости уважаю больше всех других передач».
Поводом для звонка в редакцию газеты для нашего преданного читателя стали… снегири и синицы, которые в течение всей зимы, словно по расписанию, в одно и то же время суток слетались за кормом на балкон супругов Малых в пятиэтажном доме на улице Урицкого. Поначалу красногрудые красавцы-силачи, узнав о хлебном месте на балконе, других пернатых к нему не подпускали, но затем подружились, поскольку еды хватало на всех. Но после Благовещения, почуяв весну, крылатые гости на обед прилетать не стали — теперь их не увидишь до осени.
К птицам у А.М. Малых отношение особое. К примеру, он рассказал историю о том, как в довоенные годы в Пестовых была голубиная база. Тогда слобожане в разных концах города увлекались разведением голубей, особенно много голубятен стояло на улице Володарского и Демьянке. В специальный день их владельцы собирались в Пестовых, принося птиц в корзинах и за пазухой, и одновременно выпускали в небо. Глянешь вверх — какой только масти ни увидишь: и рыжие, и белые, и голубые, и красные. Зрелище потрясающее: сколько неба можно глазами охватить — повсюду голуби. Необыкновенной красоты был тот азарт у слобожан — уже шла война, голодное время в городе, а они все равно птиц разводили и кормили. Бывало, демьянские из интереса на поезде в Киров сизокрылых увезут и там выпустят. Покуда хозяева домой обратно едут, птицы их там уже дожидаются. Это были чистые голуби; те, что кучкуются сегодня на городской площади, — другой, дикой, породы, их не приручить.
«Я всю жизнь шоферил, — перевел разговор А.М. Малых на другую тему. — Водительские права имел с 1944 по 2007 годы. В войну меня подростком как вольнонаемного приняли учеником-слесарем в гараж 14-го полка, что располагался на территории монастыря в центре Слободского. Давали хлеба по 800 граммов на день, хорошим обедом кормили, после смены я возвращался домой и был очень доволен, что несу еду сестре и двум братьям. Гараж полка располагался на ул.Энгельса, 1. Здесь стояли три газогенераторные полуторки, которые ездили в буквальном смысле слова на чурках. Мне было поручено заправлять эти машины, до сих пор помню тот процесс: высыпаешь мешок березовой чурки без коры, включаешь вентилятор, затем вставляешь факел, от бензина заводишь мотор и едешь. Стартер крутишь руками. Экономично, зато сколько мучений было чистить это хозяйство по вечерам после поездки — копоти и грязи по локоть!
Позднее, когда служил в армии в Белоруссии с 1944 по 1950 годы, я увидел хорошие американские машины: ездил на «Студебеккере», «Форде», возил командира полка на «Виллисе». Когда из армии демобилизовался, сразу в райпотребсоюз шоферить пригласили. Сперва дали полуторку бензиновую (это после «Студебеккера»-то!), затем — новый «ЗиС-5». В общем и целом с небольшим перерывом в РайПО 35 лет водителем отработал, на всех марках легковых и грузовых машин рулить приходилось. Четверть века отъездил на личном «Запорожце», лучше него для меня не было: грибы, ягоды, поездки на дачу — все на нем. Он, как рабочая лошадка, служил верой и правдой. Когда автомобиль состарился, не стал его в металлолом сдавать, отдал незнакомцу. Тому двигатель нужен был, а я и рад: пусть лучше в хозяйских руках будет, чем во вторчермете. Сейчас у дочери Людмилы импортное авто на автоматике. Но там, где мой «Запорожец» проходил,, ее хватит на один рейс, а за 25 лет тем более ни одна «ихняя» автоматика» не выдержит наших дорог».
Пользуясь случаем, поинтересовалась у А.М. Малых о расположении полка на территории монастыря. «Солдаты жили в 2-этажном здании на углу Гоголя на Вятской, я там ночевал несколько раз, — ответил мой собеседник. — Штаб полка располагался на левой стороне, наш хозвзвод — посередине в деревянном здании, там обувь ремонтировали, гимнастерки и брюки шили. Строевой занимались на плацу в центре. На углу Ленина и Вятской была электростанция, она давала ток для военного городка. В 5-й школе в годы войны был не госпиталь — там выхаживали «доходяг», в основном нерусской национальности — узбеков, таджиков. Их откармливали и доводили до нормального состояния, а невыживших отправляли по ночам на кладбище в солдатские могилы. В Екатерининскую церковь ездили незнакомые полуторки и ходили солдатики в синих погонах, нас туда не пускали».
Прощаясь с А.М. Малых, посчитала несомненной удачей состоявшийся разговор. Через него ближе ощутила сродненность со старым Слободским, его военные приметы постаралась донести и до читателей «СК».
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»