Два капитана
Из бывших капитанов Летского рейда, тех, кто до самого выхода на пенсию в таком ранге водил катера, в этом легендарном поселке слободских речников осталось всего двое — Николай Иванович Князев и его тезка Николай Гаврилович Кудрявцев. Корреспонденты «СК» встретились с ними и их супругами Галиной Андреевной и Раисой Сергеевной в доме Кудрявцевых, поговорили о житье-бытье. С наступлением весны и поныне появляются в душе старых капитанов заботы, которыми они жили все годы былой трудовой жизни. Н.Г. Кудрявцев водил катера почти 40 лет, Н.И. Князев и того больше — с 1951 по 1992 год. У каждого — множество благодарностей и поощрений, медали «Ветеран труда», «К 100-летию В.И. Ленина», Николай Иванович награжден орденом Трудового Красного Знамени.
«Мы в один год с Николаем Гавриловичем вышли на пенсию, — начал свой рассказ Н.И. Князев. — Тогда на нашем участке было из водометов семь катеров, дизелей четыре, две самоходки. Капитан был на каждом из них, на больших судах работали еще механики и мотористы. В целом на сплавном участке работало до 200 человек. Нас, капитанов, насчитывалось полсотни, да в живых-то сейчас никого не осталось. Работы тогда всем хватало. Когда рейд разделили, наш участок от Сухоборки по Летке сплавлял по 40 тысяч кубов только грузового сплава. До середины 90-х в весенний период на Летском рейде стояла горячая пора: лесовозы вывозили с делянок лес, трелевочные трактора стаскивали пучки на плотбище, заканчивался ремонт катеров. А с приходом большой воды начинался сплав.
Мужики тогда до поту работали, днем и ночью. Дома только в гости появлялись, 1 мая никогда не отдыхали — всегда на работе. Я и сейчас на берег часто хожу, всех там вспоминаю, сердце-то по работе болит и болит. Приду, постою — рекой полюбуюсь. На месте бывшей конторы красивый дом выстроили и забором огородили. Нашу лавочку на берегу хотели убрать — мы упросили ее оставить».
«Как лес перестали сплавлять в середине 90-х, так и начали рушиться устои поселка. Катера у ветеранов на глазах резали на металлолом, — вступает в разговор Р.С. Кудрявцева. — Мой хозяин как эту картину увидел, чуть с берега пришел. Да и кто стерпит такое — ведь всю жизнь люди на них отработали. Теперь лишь единственный катер «Дыбенко» остался — стоит в мастерской как уцелевший свидетель былого величия рейда. Раньше когда сплав начинался, в поселке был праздник: все выходили на берег посмотреть, как катера идут по реке, солнце на небе играет и капитаны-красавцы на мостиках стоят.
Наш-то теперь инвалид I группы. С чего нарушился-то? А бывало, пока плоты с Нагорска до Кирова ведут, он, капитан, за все отвечает, едет-рулит. Так всю весну отъездят, а потом всю тяжелую работу по поселку делают — весь водопровод их руками проложен».
«У нас не один сплав был, — продолжил Николай Иванович. — Бывало, зимой, когда понадобится, посылали в лес трактора ремонтировать. Я лично вдвоем с братенником Колеговым дорогу от Шестаково на Слободской на бульдозере делал. Русло у Летки правил — ходовую часть у реки спрямляли, Летка-то косо идет, а по кривому ходить знаешь как трудно».
«Когда лес плавили, русло содержали — поддерживает супруга Галина Андреевна. — Не стало сплава — и Вятка стала по колено, а Летка вообще обмелела, остались одни перекаты. Слыхано ли дело — на моторке реку стало нельзя переехать. Очень плохо, что теперь сплава нету — лесовозы все дороги испортили. И по реке от катера ни ямки, ни колдобинки не оставалось — до Кирова плоты доведет и ни одной черточки после себя не оставит, и горючего совсем немного изведет по сравнению с махиной-лесовозом.
Рукастые были у нас капитаны — целый поселок себе отстроили с начала 30-х годов прошлого века, благоустроили, до сих пор этим и живет Летский рейд. Здешние места очень красивые — раньше молодежь на берегу собиралась прогуляться, рекой полюбоваться, а теперь ничего не видно — одни заборы. Обидно, что о профессии капитанов сейчас никто не вспоминает, а от былого производства на Летском рейде ничего не осталось. Все трудоспособные его жители вынуждены ездить на работу в Шестаково и в город, хотя в большинстве своем остались здесь пенсионеры. Только летом поселок оживает, когда молодежь гостит, и к нам на лето внук с внучкой приезжают».
Семьи у обоих капитанов крепкие, надежные. Николай Гаврилович с Раисой Сергеевной вместе живут 57 лет, Николай Иванович с Галиной Андреевной в январе 51-ую годовщину супружеской жизни отметили. А на наш вопрос о быстротечности жизни все в один голос ответили, что не ведали, когда времечко пролетело. Главное, что прошло оно в любви к своим половинкам, детям и внукам, к работе и жизни в целом.
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»