Роман с Максимовной
В апреле 2010 года супруги Соломины из п.Зониха отметили бриллиантовую свадьбу, а 20 февраля этого года — 85-летие хозяйки дома Александры Максимовны. Четверть века она отработала директором зверохозяйства «Вятка», в 1960-м была его основателем и много сделала для того, чтобы уникальное в Кировской области хозяйство процветало, а поселок Зониха развивался.
Подобные юбилейные даты заслуживают особого почтения, поэтому корреспонденты «СК», откликнувшись на приглашение главы семейства Николая Николаевича Соломина, побывали в гостеприимном доме, где сразу окунулись в романтический мир охоты. В интерьере кабинета хозяина ему отведено основное место — массивный сейф для ружей, многочисленные полки с книгами об охоте и рыбалке, оленьи рога, чучело белки, статуэтки зверьков, портреты лайки и лисицы, картина «Охотники на привале», Диана — богиня охоты. Особенно впечатлила картина рыболова-удильщика на центральном месте, вышитая руками хозяйки дома еще в самом начале семейной жизни.
Все это не случайно, Н.Н. Соломин — охотник-профессионал, почти сорок лет занимался промысловым охотоведением и исследованиями в этой отрасли. До сей поры любимого дела не оставляет, добывает мелких пушных зверей в усовершенствованные собственными руками ловушки, с весны до осени рыбачит в местном пруду, мечтает описать технологию добычи горностая, носителя поистине царского меха, которую взяли бы на вооружение охотники всей России.
Этот неугомонный человек считает, что в жизни дважды попал в десятку. Во-первых, потому что выбрал специальность по душе и теперь, в свои 83 года, считает ее главным делом своей жизни. А во-вторых, встретил любимую женщину, с которой живет душа в душу уже 61-й год. Познакомились на 1-ом курсе института, на 5-ом — справили свадьбу. «Я человек легкий на подъем, объездил всю страну, много времени проводил в командировках, в лесу, — начал свой рассказ Николай Николаевич. — Весь дом держался на супруге, зачастую он был полон гостей — все были ею обласканы и накормлены. Александру Максимовну отличает широта приема — хозяйка она хлебосольная, гостеприимная. Вместе с супругой мы воспитали сына и дочку — Ивана с Еленой. У нас трое внуков: Иван преподает в МГУ, Катя — студентка 4-го курса МГИМО, Андрей работает в финской компании «Стокманн». Подрастает маленький правнук Илюша.
Жизнь мгновенно пролетела, как пуля. Благодарен жене за все. Она сейчас немощна, и я каждый день начинаю с утренней беседы с Шурой (ее так с юности звали), зайду, обниму, шуткой развеселю — хочу, чтобы у нее было хорошее настроение. Давно мечтал написать поэму о жене, но дело это сложное, поэтому решил составить ее жизнеописание в прозе. Начало этой работе уже положено — описал ее родные места на Брянщине, войну. Замысел огромный: писать да писать, рисовать да рисовать — нескончаемо будет, историй на целый роман наберется, столько всего в жизни ею пережито-переделано. Одно знаю точно: озаглавлю его «Максимовна» — так ее люди и сейчас величают. Она всегда была простой и приветливой со всеми, работала на совесть. Александра Максимовна из когорты добросовестных и целеустремленных руководителей, умнейшая женщина, на столичных совещаниях без всяких записок выступала, пользовалась уважением у коллег».
И сам Николай Николаевич — человек очень разносторонний: замечательный певец и музыкант — баян да гармонь в его руках заливаются, пишет стихи и прозу, научные статьи в серьезные издания, увлекается фотографией. На столе у него папка с фотографиями жены — она из женщин, которых время шлифовало, как драгоценный камень. Вот Александра Максимовна молодая, дочка казака, красоты необыкновенной, вот постарше — с лисицей через плечо, вот с супругом и маленькими внучатами, вот на 40-летнем юбилее зверохозяйства десять лет назад. Глядя на снимки, Николай Николаевич ведет разговор с памятью, в ней — координаты семейной жизни четы Соломиных, основанной на добре и любви. Про такие отношения говорят: живут — словно песню поют.
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»