Вот везёт!
Сегодня 58 автобусов муниципального унитарного предприятия «Слободские пассажирские перевозки» обслуживают 13 пригородных и 7 городских маршрутов. Предприятие работает стабильно, а ведь когда-то местные пассажироперевозчики находилось в такой сложной экономической ситуации, что можно было запросто и «не вырулить». Чего греха таить, еще пять лет назад предприятие лежало на боку. Главе администрации города С.А. Кашину тогда пришлось принять кадровое решение и поставить у руля ПАТП нового, современно мыслящего руководителя. В итоге городское МУП не просто «вырулило» и существует в современных реалиях рынка, но и развивается. Только за последние четыре года ему удалось приобрести 34 новых автобуса. При этом модернизация идет и на территории самого предприятия. Так, за лето удалось заменить котел в местной котельной на более экономичный, что позволит экономить средства. И все это делается на благо жителей города и района.
Стабильная работа городского автотранспортного предприятия — это заслуга и грамотного руководства, и всего рабочего коллектива. Сейчас в «Слободских пассажирских перевозках» трудится порядка 340 человек, и каждого в какой-то степени можно считать отличным специалистом в определенной сфере. 130 водителей, 90 кондукторов, автослесари, ИТР и другие — все они выходят на работу, по большому счету, для нас, слобожан. Трудно представить себе срыв какого-то рейса в обозначенное расписанием время. А уж поломка в пути или авария с участием автотранспорта городского МУПа случаются крайне редко.
Директор МУП «Слободские пассажирские перевозки» Александр Аркадьевич Муходанов рассказывает: «Чтобы на нашем предприятии не было автобусов старше 10 лет, надо приобретать в год порядка 5-6 единиц техники. К этому идеальному соотношению мы и стремимся. В основном сегодня весь автопарк дизельный, в строю осталось только 7 машин с бензиновым двигателем».
Как нам удалось узнать, самая рабочая «лошадка» для слободских автотранспортников — это удлиненный автобус ПАЗ 42-34. Именно с его помощью осуществляется основной поток пассажироперевозок в городе и районе. Он удовлетворяет потребностям предприятия по весьма важному показателю «цена-качество». Однако уровень комфорта данного автобуса не всегда соответствует требованиям пассажиров. Действительно, сейчас у отечественного производителя нет такого автобуса, который бы полностью соответствовал требованиям и перевозчиков, и пассажиров. Все время приходится из чего-то выбирать. Покупать китайские или корейские автобусы здесь не хотят, а цены на марки автобусов мировых брендов просто заоблачные.
«Средняя заработная плата у водителя составляет на сегодня 11-12 тысяч рублей. Недостатка водительских кадров не испытываем, — говорит заместитель директора, главный инженер предприятия Владимир Николаевич Ячменников. — Еще в 2007 году мы самостоятельно набирали группы по подготовке водителей на автобусы, так как была острая нехватка кадров. Потом ситуация несколько стабилизировалась. В связи с тем, что не все предприятия сдержали удар мирового кризиса и произошли сокращения в рабочих коллективах, к нам потянулись квалифицированные водители».
Но на предприятии наблюдается другая тенденция — не хватает технических кадров. Автобусы выпускаются уже стандарта «Евро-3», оснащены компьютерными, электронными блоками, и, естественно, ремонтировать их должны высококвалифицированные автослесари, грамотные специалисты по электрооборудованию машин. Сейчас эти профессии востребованы здесь как никогда.
Требования современной действительности таковы, что просто появления нового автобуса на пригородном или городском маршруте уже мало. Даже на законодательном уровне, по требованиям недавно вступившего в силу «Технического регламента по безопасности колесных транспортных средств», маршрутные автобусы должны оснащаться GPS-навигаторами. Сейчас в МУП «Слободские пассажирские перевозки» оснащены подобной современной техникой около 50 автобусов. С помощью этих новых технологий можно отследить маршрут любого автобуса, установить связь диспетчера с водителем в случае поломки. В скором будущем эта технология позволит фиксировать и пробег автобуса, и расход топлива полностью без участия человека. Компьютер же будет считать и часы работы водителя.
В последнее время некоторые автобусы городского МУПа оборудуются ремнями безопасности для пассажиров. Как сообщили на автотранспортном предприятии, порядка десяти машин имеют ремни безопасности, которые используются для перевозки детей. Это требование предъявляется и ко всем пассажирским автотранспортным средствам, осуществляющим междугородные перевозки на расстояние свыше 50-ти километров. На подобные маршруты приходится выезжать по заявкам клиентов предприятия.
Подножку автотранспортникам, к сожалению, ставят владельцы микроавтобусов и автомобилей, которые берут «на борт» по пути в Киров пассажиров с самой автостанции и с остановок. Изменить эту ситуацию сложно. О безопасности пассажиров эти люди вряд ли заботятся, и к тому же они наверняка не осуществляют налоговые отчисления с такого неплохого заработка. «Но эти нарушения должны пресекать сотрудники ГИБДД и налоговой службы», — считают местные легальные перевозчики пассажиров. Но даже в этих условиях жесткой конкуренции МУП «Слободские пассажирские перевозки» сумело не просто удержаться на плаву, но и планомерно развивается.
С. Наговицин.
«Слободские куранты»