Прораб и строитель монастырской жизни
Большинство из тех, кто ходил Великорецким крестным ходом или бывал в здешнем монастыре, знают его наместника — игумена Тихона. Его нельзя не заметить: окладистая борода и удивительной доброты глаза. Внешне он похож на простого деревенского батюшку, но при знакомстве оказался человеком интеллигентным, образованным, деликатным. В миру Альберт Николаевич Меркушев, он стал священником в 1989 году, а в 1993-м принял монашеский постриг с именем Тихон. 15 лет служил на приходе в г.Омутнинске, где с ноля вместе со своей паствой построил храм во имя Святой Троицы. В 2005-м направлен наместником вновь создаваемого Николо-Великорецкого мужского монастыря. Как возрождается обитель, на какие средства существует, кто живет здесь — ответы на эти и другие вопросы в нашем сегодняшнем интервью с игуменом Тихоном.
— Сколько монахов сегодня в монастыре?
— Семь человек. Кроме меня, это иеромонах Лазарь, иеродьякон Илия, монахи Моисей, Николай, Петр и послушник Анатолий. Тогда, в 2005 году, нас прибыло сюда пять человек. Инок Феодосий был пострижен в монахи с именем Петр уже здесь. Двое из той братии, монах Антоний и отец Феодосий, к сожалению, отошли в мир иной.
Кроме этого, при монастыре на постоянной основе работают 5-6 местных жителей, помогают по хозяйству. Со мной из Омутнинска в Великорецкое переехали четыре семьи. Например, семья художника Владимира Клековкина. Икона — неотъемлемая часть богослужения. Поэтому, реставрируя храмы, мы стараемся сразу же завершать работы росписями. Силами Владимира уже восстановлены многие фрески, иконы. У нас отличная иконописная мастерская.
— Восемь лет (с 1998 по 2005 годы) Вы водили крестный ход на реку Великую. Почему именно Вы?
— В начале 90-х в числе нескольких священников я принимал участие в возрождении этой православной традиции. Вместе с отцом Геннадием (Кочуровым), ныне иеромонахом Матфеем, мы совершали первые ходы на Великую. Когда он по состоянию здоровья уже не смог идти, решением Владыки предстоятелем хода был назначен я. Маршрут хода хорошо знал Николай Рогожников, благочестивый был человек, служил алтарником в Серафимовской церкви г.Вятки.
— Что тогда, в начале 90-х, было для Вас самым сложным?
— Необходимо было определить, что это: паломничество или молебен, совершаемый во время шествия. Радениями священников Андрея (Дудина) и Геннадия (Кочурова) был составлен чин Великорецкого крестного хода. Канонически он оформлен как церковное богослужение, как молебен, совершаемый во время движения, в честь Святителя Николая.
— Как думаете, с чем в первую очередь связано Ваше назначение на должность наместника монастыря?
— Новый храм в Омутнинске вместе с прихожанами мы строили более 12-ти лет, поэтому у меня к тому времени был кое-какой строительный и хозяйственный опыт. Когда в Великорецкое потребовался человек, способный организовать возрождение храмового комплекса, видимо, моя кандидатура оказалась наиболее подходящей. При этом не следует забывать, что обитель — это не только бесконечные хозяйственные хлопоты, но и строительство монастырской жизни. Поэтому я взялся реализовывать свое монашество на новом поприще.
К тому же у меня был небольшой и другой опыт: я знал устройство некоторых российских монастырей, по крайней мере, внешняя сторона их жизни была мне хорошо известна. Довелось побывать и на Афоне. Здесь, в Великорецком, монастырь мы создавали не спонтанно, а все обдумав, определив приоритеты и последовательность наших действий. Слава Богу, прошло уже пять лет.
Обучение монашескому делу продолжается. Мы ученики, а не старцы. Вместе с братией учимся молиться, трудиться, терпеть искушения, сохранять и достигать братолюбие.
— Сейчас каковы Ваши обязанности во время проведения хода?
— Наша с братией задача подготовить богослужения на реке и в храме, провести ревизию и ремонт алтарной церкви на берегу, купели, источника. Мы обеспечиваем гостиницу и прием для духовенства, участвующего в ходе, располагаем певчих духовного училища, готовим для них трапезу. В наши обязанности также входит организовать прием Владыки и многих тысяч паломников.
— Что ваш монастырь сегодня для Вятки?
— Обитель имеет еще и функцию некоего миссионерского центра. Издревле повелось на Руси, что монастырь может помочь человеку в трудную жизненную минуту. В скорби и в беде сюда едут люди, чтобы помолиться. В надежде, что с Божьей помощью разрешатся их трудности. Так уж повелось, что в духовной жизни авторитет любого монастыря и его братии выше, чем авторитет прихода. Тем более с удовольствием верующие приезжают в наш монастырь, небесным покровителем и хозяином которого является Николай Угодник, святой, особо почитаемый на Руси.
— А много ли людей приезжает в обитель?
— Едут из Юрьи, Вятки. В воскресенье на каждую литургию к нам приезжают дети из хора «Соловушки Вятки» и радуют своим пением прихожан и гостей. Руководитель хора Г.М. Антаков — мой друг и одноклассник. Приезжают креститься, венчаться. Вот с последним у нас некоторые ограничения. Мы венчаем только жителей Юрьи или людей, как-то связанных с ней. На мой взгляд, люди должны венчаться там, где молятся, где их духовники и приходские храмы.
Особая категория гостей — паломники. Их много, все разные. Кто-то приезжает на время отпуска, иные на 2-3 дня. Наша гостиница, рассчитанная на 7 мест, никогда не пустует.
— Живя в монастыре, обязательно ли для паломника работать и выполнять какое-то послушание? Всех ли Вы благословляете остановиться у вас?
— Каждому по силам. Но, как правило, все приезжают не только чтобы помолиться, но и помочь монастырю, поработать. Мы с осторожностью принимаем гостей, особенно без прописки и регистрации. Обычно люди звонят мне заранее, и мы договариваемся о времени их приезда. Бывают случаи, когда человек живет у нас длительное время, но рано или поздно с ним приходится расставаться, а это порой больно, но необходимо. Особенно, когда очевидно, что такой человек никогда не примет монашество. Мы считаем, что каждому лучше строить свою жизнь в отчем доме, в своем отечестве. Для мирян монастырь — место утешения, а домом он может стать только для монаха.
— Как известно, монастырь существует лишь собственными трудами и на пожертвования мирян. Находятся ли у вашей обители жертвователи? Монастырь ведь находится достаточно далеко от столицы Вятского края.
— Слава Богу, находятся жертвователи и явные, и тайные. Многие помогают нам своим трудом. Например, уже много лет на распилке дров работает бригада из Слободского под руководством А.Н. Рязанова. Прачечная, которая стирает постельное белье для наших паломников, делает нам солидную скидку в 30%. Многие другие сочувствуют, разделяют наши труды, и мы очень благодарны всем этим людям. У нас образовался постоянный круг таких помощников. Я называю их друзьями монастыря. Отмечу, что когда я служил на приходе, количество таких друзей было меньше.
— Как наместник монастыря какие Вы определяете перспективы дальнейшего развития обители?
— Перспективы строить нельзя, потому что есть промысел Божий, а мы его можем и не знать. Наше дело молиться, трудиться, совершенствовать свое молитвенное служение, жизнь внутри и вокруг монастыря.
Сегодня полным ходом идут восстановительные работы архитектурного ансамбля. Реставрируется летний придел Преображенской церкви, что позволяет в праздник прибытия иконы Николая Чудотворца служить божественную литургию при большом участии верующих. Надеюсь, в ближайшие годы будет завершено восстановление Преображенского собора, и праздничные богослужения во время прибытия крестного хода будут проходить в главном соборе обители.
Идет восстановление торговых рядов, где будет новая трапезная для братии и гостей. Начинаем расчистку гостиничных рядов, где, по нашим планам, будет организована вместительная гостиница для паломников. Нельзя оставлять без внимания и колокольню, она ветшает и тоже требует ремонта, необходима замена главки. Вместе с митрополитом Хрисанфом мы определяем приоритеты. К слову, восстановление обители на особом контроле Владыки, и он бывает у нас не только по праздникам, но и с рабочими визитами.
Необходимо сохранить и то хозяйство, которое обеспечивает братию и гостей провизией. У нас большой огород, мы не всегда справляемся с его прополкой собственными силами. Поэтому рады принять паломников, готовых потрудиться на грядках.
Много сил уходит на заготовку сена. У нас три коровы и лошадь с жеребенком. Как ни странно, но завести скотину нас подтолкнул как раз огород. Согласитесь, навоз не та категория товара, на приобретение которого нужно тратить деньги. Но нет худа без добра. Теперь на нашем столе в скоромные дни всегда свежее молоко.
— На восстановлении Преображенского собора ведутся очень масштабные работы. На какие средства?
— Ансамбль монастыря является памятником архитектуры, поэтому реставрация ведется на бюджетные средства специализированной организацией, имеющей необходимую лицензию. Недавно во время своего визита на вятскую землю с ходом работ познакомился министр культуры А.А. Авдеев. Неоднократно бывал в Великорецком и губернатор области Н.Ю. Белых. Приятно, что Никита Юрьевич рассматривает монастырь возможным местом паломничества всероссийского масштаба, а Великорецкий крестный ход подает как визитную карточку Вятки.
Конечно, в последнее время власти стали уделять больше внимания Церкви и оказывать помощь паломникам. Хотя мы уже привыкли к тому, что такая активность бывает только накануне крестного хода. Роль Церкви в жизни общества еще не до конца оценена. На мой взгляд, это упущение. Людям и власти нужно открыть глаза на реалии и заручиться поддержкой Церкви во всех начинаниях, в деле оздоровления нравственной атмосферы в обществе. У православия многовековая история и традиции, у Церкви есть чему поучиться.
Вопросы задавал Е. Рычков.
«Слободские куранты»