Репортаж из «Запретной зоны»
В минувшие выходные в с.Лекма состоялся ежегодный трофи-рейд "Запретная зона". Его организаторы и идейные вдохновители — слобожане В.Н. Лумпов и В.Н. Чирков. Обоих зовут Владимир Николаевич, оба депутаты Слободской городской Думы, на двоих одно увлечение. Наша газета не раз писала об этих удивительных соревнованиях. Нынче, поддавшись на уговоры моих коллег по думской работе, да и чтобы написать с мероприятия что-нибудь свеженькое, редакция "Слободских курантов" решила участвовать в состязании. Нанеся на борта нашей редакционной "Нивы" рекламное клеймо "Слободские куранты", мы двинулись в путь.
На поляне — яблоку негде упасть. Повсюду палатки, костры, машины, люди. Одни приезжают на все выходные, чтобы поучаствовать, другие — поглазеть. Заезды организуются в различных категориях для различных машин. Самая зрелищная — класс "супертуризм". Участвуют только подготовленные автомобили. Трасса достаточно сложная: броды, заболоченные участки леса, заброшенные дороги, квартальные вырубки, делянки и, конечно, лесные речки с крутыми и обрывистыми берегами. Для человека, отважившегося на покорение бездорожья, тоже без специальной подготовки не обойтись. Я вам скажу, нужно набраться духа, чтобы на своем авто нырять с головой в болото или реку. Еще организуются заезды на квадроциклах. Нынче впервые были заезды на "Запорожцах" и мотокросс. Словом, праздник технических видов спорта. И, без сомнения, транспорт после таких приключений требует не только технического обслуживания. В первую очередь — это полная мойка кузова авто, салона, и ходовой части. Иногда нужно прибегать к помощи спецсредств, таких, как очиститель колесных дисков. И эти обязательные действия, конечно, повторяются после каждого выезда в места оффроуда.
Самая массовая категория участников — "любители", или "лакированные". Трасса подготовлена так, чтобы по ней смогли проехать автомобили заводской комплектации без спецоборудования. Вот сюда-то мы и подали заявку. По жребию нам достался второй стартовый номер. Машины уходят на трассу с перерывом в пять минут. Первых вышел проводить весь лагерь. Наш автомобиль привлекает внимание. Еще бы — на старте районная газета. Многие приветствуют нас, желают удачи. В этот момент в голову приходит мысль, что мы будем драться за победу до конца. Ведь за нами не просто газетный бренд, а многочисленная армия читателей "СК", которая доверяет и верит журналистам. Волнение накрывает с головой.
За две минуты до старта судья выдает легенду. Это такая таблица, в которой написана последовательность наших действий. Здесь обозначены этапы, расстояния, направления и цели. Нужно преодолеть 42 км пути и найти в лесу 36 заранее приготовленных организаторами точек. Сфотографироваться на каждой и предъявить снимки судейской коллегии. Побеждает тот, кто отыщет все точки и проедет быстрее. Как понимаете, фактор скорости не главный критерий. Казалось бы, нет ничего проще. Но это только на бумаге все гладко.
Старт! Первая передача, вторая, третья… Машина идет тяжело. Кроме трех членов нашего экипажа мы еще взяли на борт коллег — съемочную группу одного из кировских телеканалов. Понимаю, что скорость в этой гонке точно не наш козырь. Первую отметку по легенде находим скоро и без проблем. Как и вторую, и третью. После каждого этапа нужно не забывать обнулять одометр (прибор, который отсчитывает расстояние).
Категория называется класс "лакированные", но это относится, видимо, только к автомобилям. Дороги в лесу — будь здоров, не кашляй… Вот первая непролазная лужа. Заранее включаю межмостовую блокировку, сходу штурмую грязь. Куда там, сели. Всем экипажем вытаскиваем "Ниву" из трясины, теряя драгоценные минуты. Выскочили. Ищем точку №7. Нет ее, хоть тресни. Значит, где-то ошиблись. Вот уже подъезжает следующий экипаж. Тоже не могут найти точку. Соперники решают плюнуть на этот седьмой номер, то есть потерять очки, но выиграть время. Наша команда избирает иную тактику. Мы возвращаемся на исходную и начинаем с ноля прохождение этапа, стараемся найти собственную ошибку. Наши старания вознаграждены. Вот она — точка №7, вот она, родимая! Фотографируемся и едем дальше.
Мы то мчим, то ползем на пониженной передаче. Грязь сменяет то песчаная дорога, то бетонка, были еще лесные реки и лежневка. Словом, чего только ни повидал наш редакционный автомобиль. Каждая взятая точка — маленькая победа. У некоторых, согласно заданию, нужно фотографироваться с машиной. Да еще так, чтобы одной рукой касаться точки (например, на дереве), одновременно другая должна лежать на автомобиле. При этом в кадре должен быть виден его бортовой номер. Журналистское умение выстраивать кадр, видимо, очень помогло. Многим участникам судьи снимали баллы за то, что либо не положил руку на точку, либо забыл про номер. Между тем иномарки нет-нет, да и обгоняют нас. Нервничаем, но ни на одном этапе не сдаемся. Теряем порой время, но продолжаем искать все точки. Как потом выяснилось, это упорство и спасло нас.
К финишу уже было сложно понять, какого цвета наша машина. Надпись "Слободские куранты" едва пробивалась сквозь толщу грязи. Финиш! Мы преодолели 42 км трассы за 3 часа 30 минут. Заглядываем в судейский протокол и понимаем, что наши шансы на победу никчемны. Соперники финишируют, показывая значительно меньшее время. Начинается томительное ожидание результатов гонки. Тешим себя мыслью: главное — не победа, главное — участие.
И кто бы мог подумать! Из 30-ти экипажей только четыре выполнили все 36 заданий легенды. В том числе и мы. А вот теперь все будет решать время прохождения дистанции. Все спортсмены знают — самые обидные второе и четвертое места. Мы отстали от бронзовых призеров гонки всего на десять минут. Какие-то десять минут! Ведь их могло бы и не быть, не застрянь я в той луже, не потеряй мы эту проклятую седьмую точку. Была еще масса незначительных, на первый взгляд, мелочей, которые суммировались в эти десять минут. Прокручивая назад в голове "пленку", понимаешь, что призовое место было у нас в руках. Но мы занимаем почетное четвертое.
Впрочем, как сказали на награждении организаторы, для дебютантов — это очень хороший результат. Действительно, было бы как-то странно, выиграй мы у именитых и опытных соперников. В следующий раз постараемся учесть все ошибки и обязательно выиграть гонку. Стоп! Какой еще следующий раз? Я ведь соглашался принять участие лишь, так сказать, для полноты впечатлений. Кажется, начинаю понимать, что заставляет многих людей тратить время и деньги на подготовку автомобилей и увлекаться страстью, название которой "трофи-рейды".
И еще один момент врезался в память. Рядом с нашей машиной пробегает ватага мальчишек. Вдруг один говорит: "Ух ты! Смотри-ка, "Слободские куранты"! Моя бабушка их выписывает. Нужно будет обязательно про эти соревнования статью прочитать".
За рулем машины "Слободские куранты" был Е. Рычков.
"Слободские куранты"