Самый древний
В субботу в 16-й раз по слободской земле из с.Волково в с.Никульчино и обратно прошел древнейший на Вятке Борисоглебский крестный ход. В нем приняли участие полтысячи человек. Возобновленный 15 мая 1995 года, нынче крестный ход имел ряд особенностей: его участники переходили реку Никульчинку по новому мосту, сооруженному на прошлой неделе с участием слобожан. А на обратном пути был отслужен молебен у новой часовни над источником Георгия Победоносца, освященной в ноябре прошлого года.
Благодаря выходному дню, в крестном ходе шло много родителей с детьми. По словам предстоятеля хода, настоятеля Троицкой церкви с.Волково отца Владимира (Орлова), в будущем дети станут преемниками нынешних паломников, и традиции крестного хода будут продолжены.
Стоянка в пути
В Плане совместной деятельности администрации города и Православной Церкви Вятской епархии города Слободского на 2010 год есть пункт об оказании информационной и материальной поддержки слобожанам-участникам Великорецкого крестного хода. Какую именно поддержку готовы оказать администрация и благочиние слобожанам, решившим пройти этот трудный путь, рассказал член координационного совета по реализации Соглашения между администрацией города и Слободским благочинием А.Н. Рязанов. Пять раз Александр Николаевич принимал участие в Великорецком крестном ходе в качестве паломника. Нынче его богатый опыт должен послужить на благо слобожан.
— Александр Николаевич, Великорецкий крестный ход, по традиции, нынче пройдет с 3 по 8 июня. Тот, кто хоть однажды участвовал в нем, знает, что любая помощь в пути имеет огромную ценность. Похвально, что в этом году администрация города решила поддержать своих земляков.
— Поскольку опыта поддержки паломников у нас нет никакого, то, безусловно, мы обсудили наиболее проблемные моменты с теми, кто ежегодно принимает участие в крестном ходе. Посоветовались, опросили паломников со стажем, какая помощь нужна людям больше всего. По общему мнению выяснилось, что одним из самых трудных этапов пути является второй день хода. Его участники преодолевают 55 километров и приходят в с.Монастырское Юрьянского района очень уставшими. Мы приняли решение об организации стоянки для слобожан именно в этом месте.
— Каким образом будет организована стоянка в Монастырском?
— Вместе с благочинием мы формируем группу людей, которые будут решать вопросы, связанные с обустройством лагеря. В принципе, подбор людей, готовых потрудиться на благое дело, практически завершен. Все работы по обустройству лагеря и приему паломников-слобожан будут проходить под моим руководством. Заранее выедем в с.Монастырское, чтобы успеть разбить лагерь. Дважды мы уже побывали на месте.
Для обустройства стоянки нам отведен участок земли. Он будет огорожен лентой и обозначен баннерами. Думаю, слобожане без труда смогут найти нас. Мы расставим большие армейские палатки, приготовим места для костров. Паломники-слобожане по прибытии в с.Монастырское могут рассчитывать на набор продуктов, горячую воду, медицинскую помощь и ночлег в палатках. Кроме этого, мы постараемся организовать место для умывания и обеспечить медицинскую помощь для нуждающихся.
— Не секрет, что Великорецкий крестный ход — явление многотысячное. Как же среди большого количества людей определить слобожан?
— Мы учли это. Действительно, в такой массе людей определить «наших» очень трудно. Поэтому все храмы города провели предварительную запись слобожан, которые намерены принять участие в ходе. На сегодня записалось приблизительно 150 человек. Уже изготовлены специальные карты паломника, которые слобожане-участники хода в скором времени, думаю, дней за 10 до начала хода, смогут получить в своих приходских храмах. Хотелось бы обратить внимание, что вход в лагерь будет осуществляться только при предъявлении этой карты. Одна карта дает право на ночлег одному паломнику. Поэтому убедительная просьба к тем, кто намерен воспользоваться нашей помощью, заранее побеспокоиться о ее получении.
— Стоянка будет организована только в Монастырском? На какую еще помощь могут рассчитывать паломники?
— Это наш первый опыт, поэтому в нынешнем году ограничимся организацией одной стоянки. Если все получится, на следующий год рассмотрим и другие варианты. В наших нынешних планах — организованная отправка паломников из Слободского к Серафимовскому собору г.Кирова, откуда начинается Великорецкий крестный ход. Совместно с благочинным Слободского округа Вятской епархии о.Александром (Матвеевым) мы планируем организовать 3 июня краткий молебен на городской площади, откуда слобожане и отправятся в Киров.
— Обращалась ли администрация города к кому-либо за помощью в решении возникающих организационных вопросов? Как относятся люди к вашей инициативе?
— Конечно, нам пришлось обратиться за помощью к руководителям организаций, предприятий, предпринимателям. Мы уже получили согласие на безвозмездное выделение транспорта для обеспечения деятельности хозяйственного блока от руководителя Слободской школы ДОСААФ Т.Ш. Дадашева. Свою помощь предложила и индивидуальный предприниматель С.Н. Лялина. Надеемся, что администрация города будет услышана и другими руководителями, предпринимателями, к которым мы уже направили письма с просьбой об оказании содействия.
— Взвалив на свои плечи тяжелый груз организационных забот, получается, что впервые за последние годы лично Вам не доведется стать участником крестного хода?
— Коль скоро мне поручена организация этого дела, действительно, приходится выбирать между личным и общественным в пользу последнего. Я получил благословение наместника Николо-Великорецкого мужского монастыря игумена Тихона. Утром, проводив из нашего лагеря всех паломников и завершив всю возложенную на меня работу, я вместе со всеми тоже отправлюсь в путь.
Н. Мокерова.
Святитель Николай и воин Павел
Моя бабушка по материнской линии Екатерина — родом из деревни Крутиха Слободского района. Вместе с ней в семье было восемь детей. Война не обошла Кассиных стороной. Пять сыновей большого семейства воевали в Великую Отечественную. Трое не вернулись с фронта. Хочется рассказать историю самого младшего из детей — Павла. Возможно, кто-то скажет, что здесь не обошлось без художественного вымысла. Но лично я верю, что все рассказанное бабушкой — абсолютная правда.
Когда началась война, Павлу было 19 лет. Он не был женат, и у него не осталось детей. Мне неизвестно, когда он был призван в Красную Армию и каков его боевой путь. На оборотной стороне фронтового снимка его рукой сделана надпись: «На память Папе, Маме и сестре Кате от Павла. 1942-го, 2-го июля, 6 час. вечера, гор. Подольск».
Очевидно, что служил Павел хорошо. Еще на довоенном фото на его груди значок БГТО, да и звание сержанта в армии до сих пор не раздают разгильдяям. Обстоятельства его гибели тоже не известны. В похоронке лишь скупо сказано: «Ваш сын сержант Кассин Павел Петрович, уроженец Кировской области, Шестаковского района, д.Крутиха, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 21 января 1945 года».
Мы не знаем историю его подвига. Чужие люди, наверное, возлагают на его братскую могилу цветы в День Победы. Это в лучшем случае, если могила существует вообще. В январе 1945-го наши войска на западном направлении уже освобождали Европу. Поэтому, скорее всего, наш Павел Петрович погиб на территории одного из братских государств. Вот вся небогатая информация о его смерти. О рождении известно несколько больше.
Евдокия Ионишна (моя прабабушка, его мать) вновь забеременела, когда в семье уже было семь детей. Шел 1922 год. Времена на дворе были тяжелые, голодные, и лишний рот, как нож к горлу. Глава семейства Петр Иосифович, к слову, не был против рождения восьмого ребенка и приговаривал: «Дите народится — и хлеб народится». Тем не менее, моя прабабка решила взять грех на душу и отправилась в город на аборт.
Следует отметить, что предки мои жили неподалеку от тех мест, где проходит путь Великорецкого крестного хода. Места намоленные. Вот уже шесть веков Вятка каждый год носит чудотворный образ Святителя Николая на место его обретения в село Великорецкое.
По дороге в больницу Евдокии повстречался старичок с аккуратной белой бородкой. Разговорились. Попутчик посочувствовал женщине, но взялся отговаривать ее от аборта. Дескать, не сомневайся, прокормит тебя твое дите. Бог миловал Евдокию от смертного греха, опомнилась и вернулась домой. Павлик родился здоровым, симпатичным и способным мальчиком. Самый младший рос на радость родителям.
Когда пришла на него похоронка, материнское сердце разрывалось от горя. Сколько слез было пролито, представить несложно. Самый младший — самый любимый… Вспомнила Евдокия того старца и его обещание, что должен был Пашка кормить ее в старости. Зароптала, мол, зря тогда поддалась на его уговоры. Не было бы сейчас у нее этого горя.
Закончилась война, трех сыновей не дождалась Евдокия с фронта. Но жизнь не стоит на месте. Умер Петр Иосифович, она перебралась к детям в Киров. Пенсию бывшей колхознице насчитали копеечную. Стали собирать бумаги на получение пенсии за погибших на фронте сыновей. Но вот загвоздка: один пропал без вести — бумаг нет; другой был женат, и деньги за потерю кормильца получает невестка. И только Пашкина похоронка спасла Евдокию от голода. В собесе начислили матери погибшего солдата тридцать рублей, по тем деньгам сумма приличная.
Сбылось пророчество Николая Чудотворца, явившегося вятской крестьянке где-то на полевой дороге. Хоть и забрал Бог ее младшего сына, но кормил воин Павел свою мать до гробовой доски.
Е. Рычков.
«Слободские куранты»