Закон местного самосохранения
Сегодня местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Этот уровень власти, формируемый населением, наделен в настоящее время правом решать вопросы жизнедеятельности граждан, исходя из его интересов, исторических и иных традиций. Эффективная система взаимодействия населения и власти — вот основная цель реформирования. Главное, по задумке реформаторов, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, улучшить условия жизни населения. То есть закон о самоуправлении буквально можно назвать законом самосохранения той или иной территории: будет развиваться самоуправление — поселение будет жить, не станет качественного самоуправления — сгинет и поселение. Как у нас реализуется эта муниципальная реформа и что ожидать от нее в обозримом будущем, мы узнали у главы Слободского района В.А. Хомякова.
— Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят относительно недавно, а полностью вступил в силу только в январе прошлого года. Естественно, время адаптации закона к действительности еще не прошло. И сегодня в него вносится немало поправок. Правительством области, в свою очередь, принята Концепция развития местного самоуправления до 2012 года. Владимир Алексеевич, сейчас можно дать какую-то оценку этим документам?
— Еще до окончательного вступления закона в силу в Слободском районе был накоплен определенный опыт работы по реформированию местного самоуправления. К примеру, уже были приняты решения о слиянии территорий. Так появилось единое муниципальное образование Закаринской и Роговской территории, Салтыковской и Ильинской, Совьинской и Денисовской. Таким образом был дан старт реформированию местного самоуправления в районе. Эти меры так или иначе перекликаются и с некоторыми положениями Концепции развития местного самоуправления. В итоге уже на основании вступившего в силу закона в районе было создано 15 поселений — одно городское и 14 сельских. В октябре 2009 года произошло еще одно укрупнение — соединились Лекомское и Шестаковское поселения. Главное, что за объединение на проведенных референдумах высказались сами жители этих территорий, то есть они реально начали участвовать в управлении своими поселениями. Слияние произошло не по велению сверху, а только по согласию с селянами. Это говорит о том, что Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» дееспособен и уже выполняет свою основную функцию: дает самостоятельность в принятии решений, действующих на благо развития поселения. Целью развития местного самоуправления является улучшение качества жизни населения, а это, безусловно, требует укрепления основ местного самоуправления, совершенствования форм и методов их деятельности.
— Насколько я понимаю, объединение сельских поселений — это не только следствие того, что люди действительно получили возможность заниматься самоуправлением. Согласно принятой Правительством области Концепции развития местного самоуправления на 2009-2012 годы объединение соседних муниципальных образований повышает экономический, имущественный, кадровый потенциал единого поселения и будет в целом способствовать дальнейшему развитию местного самоуправления. Как Вы считаете, может ли укрупнение поселений в действительности послужить толчком к развитию территорий в Слободском районе?
— Не секрет, что бюджеты городских и сельских поселений и ряда муниципальных районов имеют низкий уровень обеспеченности собственными доходами, в результате чего являются наиболее слабо наполняемыми и зависимыми от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. При этом у 59 сельских поселений области доля финансовой помощи составила более 90%. С учетом того, что в общем объеме расходов бюджетов сельских поселений преобладают расходы на содержание органов местного самоуправления (43,8%), без финансовой помощи часть сельских поселений не может осуществлять расходные обязательства даже по содержанию аппарата управления. Действительно, на уровне области идет установка на укрупнение сельских поселений. И это не лишено логики. В слиянии слабых поселений есть существенные плюсы.
Во-первых, увеличится наполняемость бюджета. В идеале объединить несколько поселений, на территории которых находится большое количество работоспособных предприятий, значит, увеличить доходную часть его бюджета, а соответственно, будет проще изыскать крупную сумму на решение какого-либо глобального вопроса по жизнеобеспечению. Даже одно стабильно работающее предприятие способно вытянуть в экономическом плане не только свое поселение, но и более слабое соседнее. Во-вторых, при укрупнении поселения решается и кадровая проблема с управленцами на местах. Поверьте, что в немногочисленном поселении порой бывает очень трудно найти подходящую кандидатуру на должность главы, кандидатуры депутатов представительного органа, сформировать избирательную комиссию.
— Известно, что в сельских поселениях района разработаны среднесрочные программы социально-экономического развития территорий. Как Вы оцениваете эффективность работы администрации поселений в этом направлении?
— В настоящее время в муниципальном районе и всех поселениях реализуются принятые среднесрочные программы (планы) социально-экономического развития территорий.
В целом Программа социально-экономического развития района так или иначе отражает ситуацию в каждом поселении. В ней учитываются направления, по которым будут развиваться поселения и район в целом.
Привлечение инвестиций — большой потенциал в развитии территорий. Это тоже необходимо учитывать при составлении программ социально-экономического развития. Год назад мы рассматривали вариант строительства на территории Шиховского и Ленинского поселений спортивно-оздоровительного комплекса «Отдыхаево». В данном случае еще есть надежда, что крупные инвестиции придут в Слободской район и комплекс начнет строиться. В случае, если планы инвесторов осуществятся, то, несомненно, территории этих поселений получат дополнительное развитие. Поэтому позиция властей района такая: если на территорию пришел инвестор, мы всегда будем приветствовать это.
— За счет чего сегодня в районе идет развитие поселений?
— Там, где сохранилось производство, есть и развитие. У нас стабильно живет Стуловское поселение, которое практически слилось с городом. Развиваются Бобинское и Шиховское сельские поселения благодаря востребованности земель в результате близости к Кирову. Уверенно работает Вахрушевское городское поселение. В общем, в тех поселениях, где имеется хорошая налогооблагаемая база, и происходит развитие. Как правило, наиболее динамично развиваются территории, прилегающие к крупным городским центрам.
— Передача тех или иных полномочий муниципального района на места — одно из важных направлений законодательства о самоуправлении. Как у нас осуществляется этот элемент реформы?
— В соответствии с законом за поселениями было закреплено немало полномочий, но это не говорит о том, что поселения сегодня живут самостоятельно. Согласно законодательству, муниципальный район взял ряд важнейших полномочий на себя. В связи с различными уровнями социально-экономического развития территорий поселений в районе сложилась положительная практика заключения соглашений между муниципальным районом и поселениями о передаче полномочий по решению ряда вопросов местного значения. Раз мы имеем в администрации района штат квалифицированных специалистов, нам проще и быстрее решать вопросы жизнеобеспечения. У нас заключено с администрациями немало соглашений, в основном по решению следующих вопросов местного значения: организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, снабжения топливом, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
— В области часть поселений перешла на так называемое самообложение. Правительство всячески поддерживает это начинание. В частности, на каждый собранный населением рубль власти выделяют 30 копеек. Использует ли район этот дополнительный источник привлечения пусть и небольших средств на улучшение жизни в поселениях?
— На территории района на данный момент ни в одном из поселений не решен вопрос о самообложении. Мы планируем эту работу на осень текущего года. Этот вопрос сегодня прорабатывается на уровне поселений, и будет ли какой-то результат, говорить пока рано. Решение о переходе на самообложение принимают сами жители поселения через референдум.
— Представительные органы сельских поселений — сельские Думы. Как депутаты этого территориального уровня, по Вашему мнению, справляются со своими обязанностями? Как Вы оцениваете эффективность их работы?
— Раньше многие решения принимал лично председатель сельсовета, и порой ему было непросто найти понимание среди жителей. Сейчас у каждого Главы поселения есть Дума и все решения, в том числе и непопулярные, они принимают вместе. Депутатский корпус — это своеобразные группы поддержки инициатив власти. Теперь на уровне поселений более объективно решаются те или иные вопросы, причем с пользой для населения. Мое мнение: депутатский корпус очень эффективно работает во всех поселениях. Все основные решения принимаются не без участия депутатов. Да, порой бывает сложно найти кандидатов в депутаты, но, тем не менее, в любом населенном пункте живут люди, которые на ступеньку выше других. Они-то и достойны звания депутата. Идут в сельские Думы по своему убеждению, понимая, что от их участия зависит, как будет жить поселение. Отрадно, что молодежь стала проявлять интерес к жизни своих территорий и выдвигает свои кандидатуры в представительные органы поселений.
— Реформа предполагает активное вовлечение населения в управление территорией. Это и участие в выборах, в различных конференциях, публичных слушаниях. В некоторых районах весьма популярно так называемое территориальное общественное самоуправление (ТОС). Насколько активно население района в решении каких-либо вопросов?
— Территориальное общественное самоуправление существует на каждой территории района, просто из-за сложности процедуры оформления эти органы пока официально не зарегистрированы. ТОС встречается в каждом поселении в том или ином виде. Существует и должность старосты, они, кстати, очень помогают местным администрациям наряду с депутатами в решении насущных вопросов. В целом активность населения Слободского района находится на высоком уровне. По всем выборам, которые проведены в последнее время, явка избирателей на участки составляет в среднем 64%.
— Владимир Алексеевич, поможет ли реализация данного Закона и основных направлений Концепции улучшить жизнь людей в поселениях?
— По моему мнению, реализация предложенных в Концепции задач по развитию местного самоуправления в Кировской области положительно скажется на развитии территорий муниципальных образований Слободского района. Повысится эффективность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества жизни населения данных территорий. Вы знаете, по закону диалектики жизнь не может стоять на месте. Если мы будем пользоваться старыми формами управления, мы будем обречены на неудачи. Необходимо искать что-то новое. Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» придал определенный вектор развития жизни на селе. Если сравнивать район даже с 90-ми годами прошлого века, то мы поймем, что сегодня применяются совсем другие формы управления территориями.
Вопросы задавал С. Наговицин.
«Слободские куранты»