Совсем охмелели!
В декабре прошлого года все улицы Кирова были усеяны рекламными аншлагами: «Помогите пивоварам! С 1 января 2010 года акцизы на пиво повышаются в 3 раза». У кого просили помощи производители пенного напитка, не уточнялось. И их призыв людям, далеким от экономики, казался риторическим, очень похожим на очередной рекламный ход. Между тем, 13 ноября 2009 года депутаты Госдумы и в самом деле приняли в третьем окончательном чтении закон, предусматривающий с 2010 года резкое повышение акцизов на пиво. На крепкое, с долей спирта свыше 8,6%, — примерно на 50% — с 9,8 до 14 рублей за литр, на легкое, с долей спирта 0,5-8,6% — аж в три с лишним раза — с 3 до 10 рублей за литр. Вроде бы ерунда — 7 рублей. Разве настоящий ценитель пенного напитка пожалеет этой суммы, чтобы насладиться любимым вкусом? Но повышение акцизов стало лишь началом пенных сражений.
С 1 января 2010 года в Кировской области под запретом оказалась ночная торговля крепкими спиртными напитками. Зато пиво жителям Вятки разрешалось пить в любое время суток. Они и пили, до мартовских праздников. А после них оказалось, что цена на этот хмельной напиток, особенно местного производства, в розничной торговле выросла сразу на порядок. Вместо привычных 49-60 рублей бутылка в полтора литра стала стоить в магазине сразу почти на 15-20 рублей дороже. Примерно на червонец подорожало пиво и в полулитровой стеклянной таре. «Выросли закупочные цены», — поясняли покупателям в магазинах продавцы.
Дальше — больше. Не успели пивные патриоты привыкнуть к тому, что за «живое» пиво местного производства сейчас надо заплатить по 65-75 рублей за «полторашку» и почти 30 рублей за поллитра, как через неделю на пивзаводе отпускные цены подняли вновь. И последнее ли это повышение — не берется сказать никто.
Многие предприимчивые представители торговли в Слободском стали чаще наполнять холодильники в магазинах именно местным пивом. Ведь срок хранения у него значительно меньше, чем у продукции многих других производителей, а цена сравнялась, а порой стала и выше, чем у конкурирующих пивных компаний. Объемы продаж «народного» вятского пива в городе и районе резко стали падать. Ведь если раньше этот завод предлагал покупателям, безусловно, качественное да плюс к тому еще и недорогое пиво, то сейчас исчез один из его главных козырей — низкая цена. Между тем другие производители пенных напитков повысили цену на свое пиво совсем чуть-чуть. Как же можно это объяснить?
«Безусловно, это связано с увеличением акцизов на пиво, но дело не только в них. На мой взгляд, это просто маркетинговый ход вятских пивоваров, — считает Алексей Николаевич Харин, директор ООО «Эдельвейс-2», фирмы, владеющей целой сетью магазинов в городе и районе. — Если объемы продаж этого предприятия сильно упадут, а все к этому и идет, возможно, его руководство сделает обратный ход. Но сейчас ответную реакцию следует ждать со стороны других компаний. Либо все они будут поднимать цены на пиво, либо, наоборот, станут демпингом пытаться «уронить» кировского производителя. Идут крупные экономические игры. До поднятия цен в нашей сети вятское пиво занимало по объемам продаж третье место. Сейчас, уверен, лишится и этой позиции. Слобожане считают свои деньги.
А молодежь и вовсе переходит на алкогольные газированные напитки типа «Ягуар» — они становятся популярнее с каждым днем. В ночных заведениях их продажа занимает уже 50% среди слабоалкогольных напитков, другую половину — пиво всех сортов вместе взятых. И чем выше будет цена на пиво, тем быстрее энергетические коктейли вытеснят его с рынка. Людям ведь не важно, что эти «газировки» — химия, спиртосодержащая жидкость. Молодежь, к сожалению, пьет то, то модно, что сильнее пьянит. А уж какая часть таблицы Менделеева при этом находится в их стакане, значения не имеет. И вообще, на мой взгляд, так резко повышать цены на пиво еще до лета, до жары, когда объем сезонных продаж этого напитка увеличивается обычно на 100-120%, нет никакого смысла. Кто же пьет пиво зимой?»
По данным статистики, до 2010 года 90% российского алкогольного рынка занимало пиво. Благодаря повышению акцизов на него Правительство страны планировало отчасти пополнить бюджет следующего года. В частности, Минфин России рассчитывал на дополнительные поступления в текущем году в федеральный и региональный бюджеты в размере около 65 миллиардов рублей. Сбудутся ли эти прогнозы — покажет время.
Сегодня пивовары, в том числе и вятские, пытаются удержать покупателя всеми возможными способами. В Кирове недавно появились баннеры с призывами поддержать отечественного производителя пенных напитков. «Наверху» до Правительства РФ пытаются достучаться со своими проблемами члены Союза российских пивоваров. Пока же, как отмечают местные представители торговли, народ шокирован происходящим и приобретать хмельные напитки по дорогой цене не спешит. Предприниматели тоже в смятении и запасов пива впрок не делают, чтоб не остаться «на бобах».
Между тем, в последнее время цена на полуторалитровую бутылку пива практически сравнялась с ценой поллитры водки. Ведь если акцизы на пенный напиток поднялись с 2010 года в несколько раз, то на крепкий алкоголь они выросли лишь на 10%. И в чью пользу при таком раскладе дел склонится покупательский интерес — неизвестно.
Н. Вачевских.
«Слободские куранты»