ГАИ, ГАИ, моя звезда
С 16 февраля 2010 года вступили в силу изменения в Административный регламент по работе дорожно-патрульной службы. С 1 марта постановлением Правительства РФ внесены некоторые поправки в Правила дорожного движения. С 8 марта в России начала работать программа по утилизации старых автомобилей. События, тесно связанные со службой ГАИ, в последнее время в нашей стране развиваются просто с бешеной скоростью. Как все они отразятся на простых гражданах? Разъяснить это для жителей нашего города и района мы попросили начальника отделения ГИБДД ОВД по Слободскому району Сергея Витальевича Черезова.
— Итак, новый Административный регламент по работе ДПС. Сейчас в нем четко прописано, когда и где сотрудник ГИБДД может останавливать автомобили. Сильно ли изменило принятие этого документа работу сотрудников дорожно-патрульной службы в Слободском?
— Очень незначительно. Практически все то же самое было прописано и раньше. Только называлось это должностной инструкцией, наставлениями. Сейчас МВД озвучило эти правила для всех, они стали достоянием общественности. И это правильно. Гражданин имеет право знать, в каких рамках обязан работать сотрудник ГИБДД. Все должно быть прозрачно. Это приводит к двойной ответственности — как со стороны работника ГАИ, так и участников дорожного движения.
Основное же изменение, появившееся в Регламенте, на мой взгляд, касается скрытого патрулирования. Его запретили более предметно. У нас в отделении есть три гражданские машины без специфической окраски и маячков, которые использовались специально для скрытого патрулирования. Сейчас на них, согласно принятому документу, мы вправе лишь зафиксировать нарушение правил дорожного движения с помощью средств фото-, видеофиксации. Но остановить транспортное средство может наряд, который несет службу на патрульном автомобиле, либо при пешем патрулировании.
Впрочем, вскоре слободским сотрудникам ГИБДД не придется останавливать нарушителя, чтобы оформить на него административный протокол. Еще летом 2009 года в рамках федеральной целевой Программы повышения безопасности дорожного движения наше отделение получило современный комплекс фотовидеофиксации «Арена». Сейчас мы осваиваем на нем новую компьютерную программу. С помощью нее при фиксировании нарушения правил дорожного движения автоматически будет заполняться постановление, выноситься решение. Затем заказным письмом с уведомлением оно будет отправлено нарушителю. В основном это коснется, конечно, нарушений скоростного режима. Сам прибор мобильный, его дислокацию можно менять. При этом наряд сотрудников ДПС к технике не привязан. Прогресс шагает, приходит век высоких технологий. И просто необходимо отходить от человеческого фактора, в том числе и в нашей службе.
— А как отнеслись сотрудники ДПС к тому, что сейчас, согласно новому Регламенту, им запретили прятаться?
— Я понимаю так: прятаться — это, значит, закидать машину ветками или закрыть щитами, чтобы ее не было видно. Или, например, оставить автомобиль на трассе, закрыть чехлом и сделать дырку для видеофиксации. Мы никогда не пользовались такой практикой. Сотрудники ГАИ просто убирают машину в безопасное место, чтобы избежать нежелательных последствий при остановке транспортного средства. Ведь зачастую нарушитель несется с большой скоростью. Где-то есть «Карман» на дороге, где-то — съезд с трассы. Туда и убирается служебный автомобиль. Я не вижу здесь нарушений с нашей стороны. И таких жалоб на сотрудников ДПС не было. Вообще, я считаю, законопослушному водителю, соблюдающему все правила дорожного движения, нечего бояться госавтоинспекторов.
— Совсем недавно в России, в т.ч. и в Кировской области, начала действовать программа по утилизации старых автомобилей. И хотя сегодня поступают сведения, что уже в первую неделю она дала сбой, есть ли, по Вашим сведениям, слобожане, которые успели воспользоваться услугами этой программы? Много ли вообще в нашем городе и районе машин, которые попадают под необходимые для этого условия?
— В последнее время автопарк в Слободском сильно обновился. И все же порядка 15-20% легковых машин из тех, что ездят сегодня по улицам города и района, соответствуют всем условиям этой программы. Конечно, не все их владельцы захотят участвовать в ней, но еще в начале года в нашу службу обращались жители, в основном сельские, которые желали снять с учета и утилизировать свои автомобили. Мы объясняли им, что вот-вот заработает программа, по которой за старую машину можно будет получить сертификат на 50 тысяч рублей. И люди принимали решение подождать подождать. Мол, машина пока ездит, а сертификат лишним не будет при приобретении нового автомобиля.
То, что старая машина должна быть на ходу — одно из условий этой программы. Кроме того, транспортное средство должно проходить ежегодный техосмотр, эксплуатироваться. Но действие программы по утилизации старых машин проходит в нашей стране в основном без участия службы ГАИ, всем занимаются автосалоны. Насколько мне известно, слобожане пока не успели воспользоваться этим новшеством.
— С 1 марта 2010 года в России вступили в силу поправки в Правила дорожного движения. Согласно им, все междугородные автобусы и маршрутки сейчас должны быть оснащены ремнями безопасности для всех пассажиров, и во время движения все должны быть обязательно пристегнуты ими. Как это постановление Правительства отразилось на слободских автотранспортниках?
— В Слободском есть пара-тройка частных предпринимателей, которые возят пассажиров за пределы области: в основном с экскурсиями в Москву, Казань и т.д. Все они владеют большими автобусами, «Газели» у нас в такие рейсы не ходят. Предприятие «Слободские пассажирские перевозки» не обслуживает междугородные маршруты, так что его эти поправки не коснулись. Нашим частным перевозчикам после выхода постановления мы выдали предписания, согласно которым они должны оснастить автобусы, предназначенные для дальних рейсов, ремнями безопасности. Пока транспортные средства не будут ими оборудованы, эксплуатировать их запрещено. В дальнейшем же на водителя автобуса дальнего следования, не пристегнутого ремнем, согласно Кодексу об административных правонарушениях, наложат штраф 500 рублей. Столько же ему придется заплатить за непристегнутых пассажиров. Причем неважно, один человек не пристегнут или все. К тому же если в автобусе есть ремни безопасности, а пассажир сам не пристегнулся, его тоже оштрафуют — на 200 рублей.
— В ближайшем будущем предлагается внести еще ряд поправок в Правила дорожного движения. В частности, планируется вернуть для водителей «сухой закон». Напомним, что сейчас управлять машиной можно при содержании алкоголя в крови не более чем 0,3 промилле. Как Вы относитесь к такой инициативе?
— Я только за. В этом случае не будет никаких судебных тяжб, в которых граждане пытаются доказать, что они выпили меньше допустимой нормы. Раз нельзя — значит, нельзя.
В конце нашего разговора хотелось бы напомнить о двух вещах. Во-первых, не забывайте оплачивать наложенные на вас штрафы. Ведь согласно ст.20.25 Кодекса об административных правонарушениях, за неуплаченный своевременно штраф мы обязаны составить на должника протокол, санкцию которого рассматривает уже суд. По закону, речь идет или об удвоении штрафа, или об аресте до 15 суток. Сообщать об уплате штрафа в ГИБДД не нужно, но квитанцию следует сохранять не менее одного года.
И второе. Наступает весенняя распутица. Снега нынче очень много. Своевременно убрать его с улиц службы благоустройства вряд ли будут в состоянии. Так что нас ожидают привычные лужи, ручьи, ухабы на дорогах и непроходимые тротуары. Будет тяжело как водителям, так и пешеходам. В этот сложный период хочется обратиться ко всем участникам дорожного движения: давайте будем внимательны и взаимно вежливы.
Беседовала Н. Вачевских.
«Слободские куранты»