От военных — верующим
Внимательные слобожане заметили, что совсем недавно с главных ворот воинской части на улице Ленина исчезли звезды. Да и сами ворота, прежде всегда наглухо закрытые, теперь распахнуты для входа. Начиная с декабря прошлого года, после ликвидации воинской части, все объекты военного городка перешли в руки прихода храма в честь Рождества Христова во главе с настоятелем храма отцом Евгением Смирновым и монашеской общины Христорождественского монастыря. Спустя 90 лет все возвратилось на прежнее место, и монастырь, закрытый в августе 1920 года, вновь обрел своих настоящих хозяев. Теперь они охраняют территорию, отапливают здания и занимаются их благоустройством.
Как рассказал отец Евгений корреспондентам «СК», пока нет официального решения о передаче Вятской епархии территории бывшей воинской части со всеми имеющимися на ней зданиями. Этот вопрос сегодня в стадии согласования и технического оформления документации — в начале ноября весь необходимый пакет документов был передан через Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами Московской патриархии в Министерство обороны.
«Мы заранее знали о предстоящем сокращении воинской части и психологически настраивали себя на то, что в ближайшее время придется принять на себя большое хозяйство, — комментирует отец Евгений. — Работа по приведению монастыря в надлежащее состояние предстоит очень серьезная, и все-таки военным надо отдать должное — они сохранили монастырские здания в целости. Кто знает, как бы сложилась их судьба, если б здесь располагались другие ведомства. Примером тому служит Крестовоздвиженский мужской монастырь в Светлицах — от него мало что осталось.
Большая благодарность командиру части Александру Михайловичу Пантелееву и за то, что в начале 2006 года он дал согласие, чтобы совершались богослужения в алтаре храма Рождества Христова, где долгие годы работали торговые точки. С благословения митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа 4 года назад в Рождественские дни здесь впервые была отслужена Божественная литургия. Тот день стал знаменательным для слобожан — для города, безусловно, было важно, чтобы в монастыре, как и век назад, вновь возносилась молитва. Находясь в центре города, он издавна был сердцем православного Слободского. До революции в нем проживало более 300 монахинь, поэтому можно представить, какая по силе совершалась молитва, в том числе о городе и его жителях тоже.
Тогда же, в 2006-м, начался и ремонт наружных стен церкви Рождества Христова — главного храма женского монастыря. Сегодня на его куполах вознеслись кресты и лики святых, а стены обрели первоначальный бледно-розовый цвет. Сейчас на очереди отделка внутренних помещений. Но самая большая проблема — отсутствие системы отопления. Надеюсь, что найдутся благотворители, которые помогут ее смонтировать. Тогда можно будет восстанавливать храмовые росписи — сейчас они густо замазаны зеленой краской. В настоящее время в храме демонтированы железные перекрытия, построенные военными. На расчистку помещения от строительного мусора приглашаются все желающие потрудиться на благо обители».
В связи с ремонтом службы в храме не ведутся. Богослужения теперь совершаются в церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Ее здание стоит вдоль улицы Вятской ближе к улице Ленина. Попасть в него можно, войдя в центральные ворота и ориентируясь по указателям, которые приведут прямо к церкви. 22 ноября, в день прославления иконы «Скоропослушница», здесь прошел первый молебен. Те, кто нам нем присутствовал, помнят пачкающиеся мелом стены, слепые замазанные окна. Всего лишь за месяц церковь прибрали, покрасили стены, соорудили временный иконостас. Все сделано руками прихожан и других добрых людей — помогали кто чем мог. Спиртзавод, к примеру, направил бригаду сотрудниц, и они отмыли окна.
В былые времена эта церковь была домовой — она встроена в трехэтажный трапезный корпус, где также располагались монастырские мастерские, склады и погреба. Сегодня здесь живут монахини, располагаются классы воскресной школы, иконная лавка. Для удобства устроена детская, где могут поиграть детишки, пока родители стоят на богослужении.
Сейчас в монастыре живут и трудятся одна монахиня, две инокини и послушница. Когда он обретет официальный статус, появится возможность увеличить численность монашеской общины. Митрополит Хрисанф благословил, чтобы наряду с ней действовала приходская община — они обе дополняют друг друга.
Мы задали отцу Евгению главный вопрос, который волнует многих: по сути, он взял на себя запущенное монастырское хозяйство, в которое, помимо огромной территории, входят храм Рождества Христова, Иверская часовня, игуменский корпус, старая и новая трапезные, свечной завод, колокольня, монастырская школа. Сколько же нужно сил, времени и средств, чтобы привести все это в надлежащее состояние? Ответ батюшки оказался твердым и однозначным: «Господь сказал, что врата адовы Церковь не одолеют, поэтому надеюсь на милость Божию. Господь монастырь сохранил, Господь поможет и возродить его. Мы усердно трудимся, изо дня в день в монастыре идет ремонт. Что касается большого объема работ, на этот счет есть хорошая русская пословица: «Под лежачий камень вода не течет». Если ничего не делать, ничего и не будет — бездельникам Бог не помогает. Мне запомнились слова одного из святых, которые любил цитировать архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Когда отец Георгий преподавал в семинарии, он, наставляя нас, говорил: «Братья, никогда не бойтесь никаких проблем и сложностей. Бойтесь только одного Бога. Все, что в ваших силах сделать для Церкви, делайте. В остальном Господь вам поможет». Владыка в то время занимал должность эконома Троице-Сергиевой Лавры и знал цену того, что стоит за этими словами. Он не уставал повторять: «Сила Божия в нашей немощи совершается».
Если б 4 года назад мы не занялись ремонтом храма Рождества Христова, сегодня он бы представлял печальное зрелище, только деревья на его крыше вымахали бы еще больше. Я считаю своим священным долгом восстановить не только храм, но и весь монастырь. Опыт других епархий центральной России показывает, что на возрождение обители требуется 20-25 лет. Даже в богатой Москве на восстановление монастыря уходило 10-15 лет.
Люди часто задают вопрос: а кто нам деньги выделяет? Отвечаю, что все вопросы, оказывается, можно решать не только с помощью государственного бюджета, но и иным путем. Мир не без добрых людей: кто-то помогает цементом, кто-то краской, кто-то дровами. Другие приходят эти дрова распилить-расколоть или поработать на ремонте. Если перевести все эти безвозмездно сделанные людьми работы на деньги, то уже сейчас сумма складывается колоссальная. Так, по крупице, шаг за шагом и поднимем обитель. Работа простых людей на благоустройстве монастыря ценится гораздо выше, чем бюджетные средства.
Знаю, что на содержание воинской части тратились огромные государственные деньги. Монастырь же живет по иным законам — законам семьи, где не просят денег за то, что истопил печку или обед приготовил. С другой стороны, глава семьи заботится, чтобы дети были сыты и одеты — по такому же принципу и мы работаем. Хотя, не скрою, все могло идти гораздо быстрее, если б слобожане занимали более активную позицию. Уместно вспомнить, что и 300 лет назад монастырь поднимался на пожертвования горожан».
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»